Ozon вчера провел встречу для аналитиков и инвесторов, посвященную логистической составляющей.
Представители компании рассказали, как устроена эта часть бизнеса и провели экскурсию по логистическим объектам.
Какой путь проходят заказы. Логистика Ozon состоит из трех уровней: фулфилмент-центры, сортировочные центры и финальный путь до покупателя через пункты выдачи заказа (ПВЗ) или курьерскую доставку.
Фулфилмент-центры — большие склады, где принимаются и хранятся товары от поставщиков, обрабатываются заказы и возвраты. Сортировочные центры — менее крупные склады, с которых заказы напрямую отправляются покупателю. Часть заказов Ozon доставляет сам, часть — силами партнеров, которых отбирает через аукционы и тендеры.
Продавцы, работающие с Ozon, могут воспользоваться либо последним этапом доставки до покупателя, предоставив товары в сортировочный центр или ПВЗ (схема FBS), либо Ozon может взять все этапы доставки на себя за дополнительную комиссию (FBO).
Логистика в цифрах. Сейчас у Ozon 50 фулфилмент-центров общей площадью более 2 млн кв. м, более 65 тыс. ПВЗ и 15 тыс. курьеров. Для сравнения, у ИКС 5, лидера продуктового ритейла в России, 71 распределительный центр и 27,5 тыс. магазинов. А у Почты России около 40 тыс. отделений.
Как работает сеть ПВЗ. 90% заказов покупатели Ozon получают через пункты выдачи, которые работают по франшизе. Иными словами, Ozon не управляет сетью ПВЗ самостоятельно, а работает с владельцами пунктов по агентской модели. При этом маркетплейс помогает с открытием пунктов выдачи: собирает аналитику для определения более удачной локации и при необходимости предоставляет кредитные и транзакционные сервисы Ozon банка. И далее оказывает ПВЗ сервисную поддержку.
Что еще помогает снижать расходы и повышать эффективность. В 2023–2024 гг. маркетплейс запустил сервисы «Работа Ozon» для привлечения сотрудников и «Вози Ozon» для закрытия потребности в магистральных перевозках. Эти инструменты позволяют компании снижать удельные расходы на персонал и транспортировку, поскольку не требуют затрат на посредников и комиссии. Сейчас доля «Работы» в складских операциях составляет уже 68% (по данным на май), а «Вози» выполняет 21% магистральных перевозок Ozon (по данным за I квартал).
Мнение аналитиков БКС Мир инвестиций
Логистика Ozon опирается на собственные ИТ-системы, что, на наш взгляд, повышает гибкость и независимость от внешних ИТ-поставщиков.
Маркетплейс успешно использует эффект масштаба и продолжает повышать эффективность в логистике. Масштаб складов и доставки Ozon, по нашему мнению, сравним с крупнейшими логистическими операторами и продуктовыми ритейлерами и говорит о физической близости компании к покупателю. Это также дает Ozon дополнительные возможности для повышения эффективности, которые компания реализует, на наш взгляд. В частности, это более эффективное привлечение работников и получение услуг перевозки, без посредников. Напомним, ждем от Ozon существенного улучшения рентабельности в этом году.
У нас «Позитивный» взгляд на бумаги Ozon. Ждем, что маркетплейс продолжит показывать рост оборота выше рынка при улучшении рентабельности в 2025 г. Акции торгуются с оценкой 9,5x по мультипликатору EV/EBITDA на базе нашего прогноза EBITDA на 2025 г., но этот прогноз может быть консервативным, учитывая сильный I квартал.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
