Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Японская форточка: благодаря покупкам Токио морской экспорт российской нефти достиг самого высокого уровня за квартал » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Японская форточка: благодаря покупкам Токио морской экспорт российской нефти достиг самого высокого уровня за квартал

12 июня 2025 smart-lab.ru | Нефть Шабалов Юрий

Мощное кольцо санкций вокруг России, возводимое уже несколько лет, дало течь на востоке. Не в силах больше терять деньги из-за многочисленных экономических проблем, Япония решила, что покупка доступных энергоресурсов у ближайшего соседа куда выгоднее, чем попытка сплотить ряды и наблюдать, как прибыль утекает мимо. И впервые за последние годы японский нефтеперерабатывающий завод принял партию российской нефти. Вот тебе и самурайская стойкость. 

Нефть Urals дешевеет, рубль крепнет, доходы страны от импорта энергоресурсов чахнут — ещё вот-вот и долгожданная победа над Российской Федерацией, ради которой Европа и штампует один пакет с санкциями за другим. Так во всяком случае в теории. Главное держать ряды и не давать слабины! И вдруг один из главных наших недоброжелателей (Прибалтику в расчёт не берём, кто всерьёз в наше время эту Литвонию будет воспринимать), страна у которой Курильские острова поперёк горла стоят с прошлого века, начинает закупаться российской нефтью. К тому, что кремлёвские танкеры шныряют то в Китай, то в Индию мир уже попривык, но Япония то куда?

Посчитано, что поставки российской нефти на экспорт по морю за 4 недели (до 8 июня 2025 г.) составили 3,42 млн барр./сутки (на 40 тыс. барр./сутки больше, чем неделей раньше). Валовая стоимость российского морского экспорта нефти выросла на 320 млн долл. США к предыдущей неделе, до 1,42 млрд, это также стало самым высоким показателем почти за 3 месяца.

Благодарить за такой рост стоит страну восходящего солнца. Японская нефтеперерабатывающая компания Taiyo Oil Co. приняла груз российской нефти. Танкер Voyager прибыл на Сахалин в конце мая, привезя около 600 тыс. баррелей нефти сорта Sakhalin Blend (с завода Сахалин-2). Это оказалась первая партия российской нефти, попавшая в Японию за последнюю пятилетку. Но важнее даже другое — привезли её на корабле, который внесён в чёрный список как Казначейством США, так и Европейским союзом. Одни плодят один санкционный список за другим, а главный союзник этими бумажками нефтяные брызги с туго набитого кошелька подтирают?

Японская форточка: благодаря покупкам Токио морской экспорт российской нефти достиг самого высокого уровня за квартал

Тут начинается очередной хитрый план. Япония разрешила импорт сахалинской смеси по соображениям энергетической безопасности. 21 мая в 17-м пакете санкций ЕС против России разрешение было продлено до конца июня 2026 года. Также есть разрешение США, срок действия которого истекает 28 июня и которое обычно продлевается. То есть запреты запретами, а кушать надо регулярно, и желательно по три раза в день. Мало ли что Вояджер в бане, у Токио необходимость, а значит их хотелки надо уважить. Благо и везти недалеко.

Желание Японии закрывать глаза на запреты белых джентльменов понятны. Что там их жалкий закуп в 600тыс. баррелей, когда Китай ежедневно получает свыше миллиона в сутки, а Индия и вовсе полтора. Нет, западные СМИ продолжают периодически разгонять истории, что танкеры с российской нефтью зависли посреди океана и никто не хочет их раскупоривать, чтобы под санкции не попасть. Авторы в такие минуты, видимо, ждут, что миллионы тонн груза рассосутся в солёных водах, как радиация Фукусимы. Но обычно такие зависания длятся очень недолго и то исключительно ради взаимовыгодного торга. Тем временем статистика по российским энергоресурсам безжалостна. Отслеживаемые поставки азиатским потребителям, в т.ч. не имеющие конечного пункта назначения, составили 2,98 млн барр./сутки в среднем за 4 недели по 8 июня по сравнению с 2,93 млн барр./сутки неделей ранее. Объем погруженной на танкеры нефти эквивалентен:
в Китай — 1,14 млн барр./сутки по сравнению с 1,14 млн барр./сутки неделей ранее,
в Индию — 1,49 млн барр./сутки нефти против 1,53 млн барр./сутки неделей ранее,
на азиатском направлении с неизвестным пунктом назначения — 260 тыс. барр./сутки нефти против 180 тыс. барр./сутки неделей ранее,
другие неизвестные пункты назначения — 80 тыс. барр./сутки нефти по сравнению с 50 тыс. барр./сутки неделей ранее.

Вот и неполживый Блумберг пишет: 

Представитель компании Taiyo Oil подтвердил отправку и сообщил, что она закупила нефть по запросу Министерства экономики, торговли и промышленности Японии. По словам представителя, если бы компания не смогла отправить нефть, это повлияло бы на реализацию проекта по производству сжиженного природного газа, поддерживаемого Японией, поскольку эти два углеводорода добываются одновременно.
Представитель METI сообщил, что министерство связалось с правительством США и получило ответ, что Япония может использовать санкционированные суда для импорта нефти с «Сахалина-2». По словам представителя, у ЕС нет вторичных санкций, а это значит, что Япония может использовать такие танкеры без каких-либо последствий.

Управление по контролю за иностранными активами США включило Вояджер, ранее называвшийся Проспект Вернадского, в список из 161 танкера, в отношении которых в январе были введены санкции тогдашним президентом США Джо Байденом. В чёрный список поспешил внести корабль и ЕС. А Совкомфлот в попытке обойти санкции, передал управление некоторыми своими танкерами, в том числе Вояджером, двум судовладельцам из Объединённых Арабских Эмиратов. Так что взятки гладки, можно возить добро на миллионы без оглядки.