Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Заседание ФРС - без сигнала » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Заседание ФРС - без сигнала

31 июля 2025 Финам Беленькая Ольга

На заседании 29-30 июля ФРС в пятый раз, ожидаемо для рынка, сохранила процентную ставку в диапазоне 4,25-4,5% (в этом диапазоне ставка остается с конца прошлого года). Наиболее необычным (хотя также ожидаемым) стали 2 голоса против этого решения – со стороны членов совета управляющих К. Уоллера и М. Боуман (они поддержали снижение ставки на 25 б.п.). Эти управляющие ранее высказывались за необходимость снижения процентной ставки уже с июльского заседания. Интересно, что они оба были номинированы Д. Трампом в Совет управляющих, а К. Уоллер рассматривается как один из возможных преемников Дж. Пауэлла после истечения срока его полномочий в мае 2026 г. Сейчас на ФРС оказывается сильнейшее давление со стороны президента США, считающего, что ставка ФРС должна быть снижена до 1%, что позволит стимулировать экономический рост и снизить процентные расходы бюджета на обслуживание рекордного госдолга.

В релизе ФРС делается вывод - последние данные свидетельствуют о том, что рост экономической активности в первой половине года замедлился, хотя на данные продолжают влиять существенные колебания чистого экспорта. Уровень безработицы остаётся низким, а ситуация на рынке труда — устойчивой. Инфляция остаётся несколько повышенной (относительно долгосрочной цели ФРС 2%). Неопределенность в отношении экономических прогнозов остается повышенной. В прежних заявлениях ФРС отмечалось, что "экономическая активность продолжает расти уверенными темпами", сейчас делается акцент на замедлении роста.

Основные тезисы выступления Дж. Пауэлла:
Экономика. Несмотря на повышенную неопределенность, экономика находится в устойчивом положении. Уровень безработицы остается низким, а занятость на рынке труда близка к максимальной. Инфляция несколько превышает наш долгосрочный целевой показатель в 2%. Последние показатели свидетельствуют о замедлении роста экономической активности. ВВП вырос на 1,2% в первой половине года по сравнению с 2,5% в прошлом году. Хотя рост во втором квартале был выше и составил 3%, сосредоточение внимания на первой половине года помогает сгладить волатильность квартальных показателей, связанную с необычными колебаниями чистого экспорта. Замедление роста экономики в значительной степени отражает замедление роста потребительских расходов. Напротив, инвестиции предприятий в оборудование и нематериальные активы ускорились по сравнению с прошлым годом. Активность в жилищном секторе остается слабой.

Инфляция. По оценке Дж. Пауэлла, общий таргетируемый ФРС показатель инфляции (PCE) в июне составил 2,5% г/г, а базовый Core PCE 2,7% г/г. Эти показатели мало изменились с начала года, хотя базовая структура динамики цен изменилась: инфляция в сфере услуг продолжала снижаться, в то время как повышение тарифов приводит к росту цен на некоторые категории товаров. Краткосрочные показатели инфляционных ожиданий в целом выросли в течение этого года на фоне новостей о тарифах, но долгосрочные инфляционные ожидания остаются в соответствии с нашей целью по инфляции в 2%.

Рынок труда. За последние три месяца прирост рабочих мест составил в среднем 150 тысяч в месяц. Уровень безработицы, составляющий 4,1%, остаётся низким и колебался в узком диапазоне в течение последнего года. Рост заработной платы продолжал замедляться, но всё ещё опережает инфляцию. Широкий набор показателей свидетельствует о том, что рынок труда близок к максимальной занятости. Он не показывает признаков ослабления. Замедляется рост рабочих мест (спрос на труд), но и предложение труда тоже, поэтому безработица остается низкой. Риски ухудшения ситуации на рынке труда, безусловно, очевидны, и мы тщательно следим за ними. Главный показатель, на который сейчас стоит обратить внимание, — это уровень безработицы. Отметим, данные по рынку труда США показывают постепенное сокращение активности в найме, а опросы выявляют рост доли людей, считающих, что сейчас стало труднее найти работу. При этом увольнения остаются на низком уровне, а жесткая антииммиграционная политика администрации Д. Трампа способствует некоторому сокращению предложения рабочей силы. Ближайший отчет по рынку труда за июль выйдет завтра.

Влияние тарифов. Более высокие тарифы начали более отчетливо отражаться на ценах некоторых товаров, но их общее влияние на экономическую активность и инфляцию еще предстоит оценить. Разумный базовый сценарий предполагает, что влияние на инфляцию может быть кратковременным, отражая единовременное изменение уровня цен. Но также возможно, что инфляционные эффекты могут быть более устойчивыми, и этот риск необходимо оценивать и контролировать. Наша обязанность — надежно поддерживать долгосрочные инфляционные ожидания и не допускать, чтобы однократное повышение уровня цен превратилось в постоянную проблему инфляции. По мнению Дж. Пауэлла, ситуация с тарифами меняется очень динамично, мы узнаем все больше и больше, но неопределенность не уменьшилась с июньского заседания. «То, что мы видим сейчас, — это, по сути, самое начало того, что проявится в виде инфляции цен на товары… эти последствия могут быть меньше, чем люди оценивают, или больше, чем люди оценивают. Они не будут равны нулю. Часть заплатят потребители. Часть заплатят компании. Часть заплатят ритейлеры. Но, знаете, нам просто нужно будет довести это до конца».

О ДКП и разногласиях при принятии решения. Обсуждение было хорошим, оппоненты четко объяснили свою позицию. Большинство членов комитета считает, что инфляция немного выше целевого уровня. Занятость соответствует целевому максимальному уровню. Это требует, на мой взгляд, умеренно ограничительной политики на данный момент. Пауэлл несколько раз отметил, что считает текущую ДКП лишь умеренно ограничительной, т.к. экономика не показывает признаков, что ДКП ее избыточно сдерживает. «В ближайшие месяцы мы получим достаточно данных, которые помогут нам оценить баланс рисков (для инфляции и занятости) при соответствующей настройке ставки по федеральным фондам». «Если мы снизим ставки слишком рано, возможно, мы не довели дело (возвращения инфляции к цели) до конца. История полна таких примеров». «Если мы снизим ставки слишком поздно, то, возможно, нанесём неоправданный ущерб рынку труда».

Об ожиданиях рынка по снижению ставки ФРС на сентябрьском заседании. «Мы пока не приняли никаких решений по поводу сентября, мы не делаем этого заранее». Решение будет зависеть от статданных. До сентябрьского заседания выйдет еще 2 блока месячных данных по рынку труда и инфляции.

О независимости ДКП ФРС. «Я считаю, что наличие независимого центрального банка – это институциональный механизм, который хорошо служит обществу. И пока он хорошо служит обществу, он должен продолжать существовать и пользоваться уважением. … Правительства всех стран с развитой экономикой решили немного дистанцироваться от прямого политического контроля над этими решениями и от лиц, принимающих решения. Поэтому, если бы этого не было, конечно, возник бы большой соблазн использовать процентные ставки, например, для влияния на выборы. А этого мы делать не хотим». «У нас есть мандат от Конгресса, который заключается в том, чтобы контролировать инфляцию и поддерживать рынок труда на максимально возможном уровне. Учитывая это юридическое обязательство, мы не принимаем в расчет в наших решениях фискальные потребности федерального правительства. Ни один центральный банк развитой экономики этим не занимается, и ФРС не следует этого делать, поскольку это подорвет её авторитет».

Рынок отреагировал на заявления Пауэлла умеренно негативно – первоначально позитивная реакция фондовых индексов сменилась закрытием S&P 500 и Dow в минусе (-0,12% и -0,38%, соответственно), Nasdaq остался в небольшом плюсе (0,15%). Доходность UST-10 подросла до 4,37%. Отсутствие сигнала в релизе и в заявлениях Пауэлла о возможности снижения ставки в сентябре вызвала переоценку рынком вероятности этого события – если до заседания котировки CME оценивали вероятность снижения ставки Fed funds на 25 б.п. на уровне 63%, то после – ниже 50% (43%). До конца года рынок теперь ожидает 1-2 снижение ставки.

Наш прогноз пока предполагает как основной вариант 2 снижения процентной ставки в этом году суммарно на 50 б.п., хотя к сентябрьскому заседанию может быть еще слишком мало данных о влиянии повышения тарифов с 1 августа на экономику и инфляцию в США. С другой стороны, сдвинуть ФРС к позиции начала снижения процентных ставок может ухудшение ситуации на рынке труда (которое пока не отмечается).