Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Кризис автопрома. Кто больше всего пострадал от тарифов Трампа? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Кризис автопрома. Кто больше всего пострадал от тарифов Трампа?

31 июля 2025 Финам Поздеева Екатерина

Производители автомобилей по всему миру переживают сложные времена. По ним бьют тарифы Трампа, нестабильность курса валют, отмены льгот для электромобилей в США и конкуренция на рынке. Каждый бренд по-своему адаптируется к новой реальности. Кто-то понижает прогнозы по прибыли, другие переносят запланированные выпуски новых моделей. Тем не менее, даже в таких непростых условиях некоторые автобренды сохраняют позиции и обновляют рекорды продаж.

Автопроизводители США страдают от тарифов Трампа и отмены льгот на электромобили
Американская автомобильная промышленность пострадала от тарифов собственного президента Дональда Трампа больше, чем большинство других отраслей, поскольку налоги на импортные автомобили и автозапчасти были введены задолго до вступления в силу большинства остальных тарифов. И если раньше отрасль справлялась с ними без повышения цен на авто благодаря запасу импортированных авто и запчастей, то теперь тарифы наносят автопроизводителям серьезный урон.

Так, крупнейший автопроизводитель США General Motors сообщил, что из-за тарифов и пошлин лишился $1,1 млрд во втором квартале 2025 года. По прогнозу руководства GM, общий ущерб, нанесенный компании тарифами, составит $4-5 млрд в 2025 году. Только за второй квартал чистая прибыль GM снизилась на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

GM также заявила, что не планирует в ближайшее время повышать цены на автомобили, чтобы компенсировать возросшие расходы, связанные с тарифами. По прогнозам менеджмента, в целом по отрасли цены вырастут всего на 0,5-1 % за год. После неутешительных новостей акции General Motors подешевели на 3%.

Миллиардер Илон Маск также предупредил, что производителя электромобилей Tesla, которым он руководит, ждет несколько сложных кварталов.

Помимо отмены налоговых льгот в размере $7,5 тыс. при покупке электромобилей, Трамп отменил федеральные стандарты экономии топлива, которые на протяжении многих лет приносили значительный доход компании Tesla. После выступления Маска акции Tesla рухнули на 9,5%.

Как отмечает Bloomberg, Tesla также испытывает трудности из-за растущей конкуренции и последствий политической деятельности Маска. Инвесторы в основном готовы закрывать глаза на снижение продаж и довольствоваться обещаниями Маска, связанными с развитием искусственного интеллекта, роботами и технологиями автономного вождения.

Однако Маск не теряет оптимизма и веры в успех. Руководство Tesla заявило, что компания начала производство более доступного электромобиля в июне 2025-го, но отложит его выпуск на рынок до тех пор, пока в конце сентября не перестанут действовать налоговые льготы. Эта модель, которая, по словам Маска, будет похожа на Model Y, считается ключевой для увеличения продаж.

Другой ставкой Tesla станет расширение автономного роботакси, которое уже запущено в Остине. Маск обещает, что к концу года примерно у половины американцев будет возможность воспользоваться услугами роботакси.

Европейские производители авто теряют миллиарды
В воскресение, 27 июля, США и ЕС заключили рамочное торговое соглашение, которое предусматривает 15%-ную импортную пошлину на большинство товаров из Европы. Они оказывают давление на всю европейскую автопромышленность. Так, 16 июля акции французского автопроизводителя Renault рухнули на 16% за день, показав антирекорд с 2020 года. Причина – снижение финансового прогноза на 2025 год и назначение нового временного генерального директора.

Страдают, в том числе, и производители премиальных брендов из ЕС. Концерн Volkswagen AG продал меньше своих самых прибыльных автомобилей во втором квартале из-за того, что американские пошлины сократили поставки европейских брендов премиум-класса. За три месяца, до июня 2025-го, продажи автомобилей Porsche, Audi, Lamborghini и Bentley, относящихся к концерну Volkswagen, снизились на 7,7 % до 480,2 тыс. авто.

Продажи Volkswagen в США рухнули на 16% во втором квартале 2025-го. До введения тарифов в первом квартале 2025-го они выросли на 4,4%. Европейские автопроизводители также теряют позиции в Китае, где доминируют местные производители электромобилей, такие как BYD. Продажи электромобилей Volkswagen в Китае во втором квартале упали почти на треть.

Бренду Porshe тарифы Трампа обойдутся в дополнительные 1,3 млрд евро расходов. Операционная прибыль Porsche во втором квартале 2025-го упала до 245 млн евро, а рентабельность продаж составила 2,6%. Это самый низкий показатель с момента первичного публичного размещения акций бренда в 2022 году. Продажи компании снизились на 6% во втором квартале. Руководство компании предупредило, что следующие месяцы будут сложными, но на первое место в списке проблем поставило падение продаж Porsche на 28% в Китае.

Бренд Audi, который также пострадал от пошлин, рассматривает возможность организации производства в США, чтобы преодолеть торговые барьеры, и примет решение до конца года.

Итальянский производитель люксовых спортивных автомобилей Lamborghini заявил, что несмотря на рекордные поставки в первом полугодии 2025-го его операционная прибыль за этот период снизилась с 458 млн евро годом ранее до 431 млн евро в 2025 году.

Немецкая компания Mercedes-Benz снизила прогнозы по годовым продажам автомобилей и прибыли, отметив, что во втором квартале 2025-го из-за американских тарифов потеряет почти $420 млн. Во втором квартале чистая прибыль компании сократилась в 3,3 раза до 915 млн евро.

Продажи Toyota бьют рекорды
Пока американские и европейские конкуренты испытывают трудности, японский производитель авто Toyota отмечает успех. Как сообщает компания, ее мировые продажи и производство достигли рекордного уровня. За первое полугодие 2025-го продажи Toyota выросли на 5,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и превысили более 5,1 млн машин.

За первые шесть месяцев 2025 года мировое производство автомобилей Toyota увеличилось на 5,8% за год до 4,9 млн авто. Производство компании в родной Японии выросло на 20%. Успеху Toyota способствовал высокий спрос на гибридные авто, на которые пришлось 43% продаж компании за указанный период.

Российский авторынок потеряет 30%?
На российском авторынке тоже не все гладко. На продажи давит высокая ключевая ставка ЦБ, которая делает автокредиты фактически недоступными для большинства покупателей.

Как пишет ТАСС со ссылкой на слова генерального директора автопроизводителя «Соллерс» Зои Каики, в худшем сценарии в 2025 году российский автомобильный рынок потеряет 30% до 1,1 млн авто.

Летом многие отечественные автопроизводители традиционно уходят в отпуск. Это время заводы используют для техобслуживания, ремонта и модернизации оборудования.

Как сообщили РИА Новости в пресс-службе группы "Соллерс", заводы УАЗ и "Соллерс Алабуга" отправились в запланированный корпоративный отпуск, который продлится с 28 июля по 4 августа. «АВТОВАЗ» ушел в аналогичный корпоративный отпуск с 28 июля по 17 августа.

Плановый отдых на время может остановить производство, но проблему неполной загрузки он не решает. Так, в начале осени «АВТОВАЗ» планирует рассмотреть возможность перехода производств на четырехдневную рабочую неделю с 29 сентября. ГАЗ уже объявил о переходе на четырехдневку с начала августа.

Производитель «КАМАЗ» также заявил, что с 1 августа сократит на один день рабочую неделю на производстве, где нет полной загрузки. Представители компании отмечают отсутствие перспектив роста рынка и давление со стороны остатков техники импортеров.

Когда одна компания сокращает рабочее время, это может быть результатом проблем внутри нее самой, когда это делают сразу несколько крупных автопроизводителей, речь уже о рыночном тренде на неполную загрузку производства из-за отсутствия роста.