Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Будет ли в России топливный кризис? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Будет ли в России топливный кризис?

23 августа 2025 Тинькофф Банк

Каждый год в августе растут цены на автомобильный бензин. Однако в этом году рост рекордный. Почему так произошло, и какие могут быть последствия?
Оптовые цены на бензин бьют рекорды, и уже преодолели пиковые значения 2023 года. 20 августа средняя цена оптовых партий АИ-92 составила 72 770 рублей за тонну. АИ-95 подорожал до 82 030 рублей. Кроме того, на некоторых АЗС и вовсе начали фиксировать отсутствие топлива.

Правда в пятницу бензин немного подешевел. На 2%, до 71 тысячи рублей за тонну снизилась цена бензина марки Аи-92. Стоимость Аи-95 тоже упала на 2% – до 79,66 тысяч рублей за тонну.

Подобные топливные кризисы в России на фоне повышенного сезонного спроса бывали и раньше. Традиционно влияют сбор урожая и поездки на личных автомобилях, а также снижение предложения на фоне сезонных ремонтных работ на НПЗ. Однако в этом году есть и дополнительные негативные факторы. Спрос в сегменте личных автомобилей оказался повышенным. Это, в том числе, объясняется сложностями с авиаперелетами: на фоне атак беспилотников все чаще возникают задержки и отмены рейсов.

На предложение дополнительный негативный эффект оказала новая волна атак на НПЗ, а они в том числе обеспечивают поставки на внутренний рынок. Все это привело к рекордным оптовым ценам, которые биржа фиксирует уже несколько дней.

Александра Прыткова, аналитик Т-Инвестиций:
«Период высоких цен на бензин умеренно позитивен для маржинальности компаний с большой долей на внутреннем рынке, а именно Газпром нефти, Татнефти и Башнефти. В то же время нивелировать его будут меры, предпринятые государством для стабилизации цен: запрет экспорта бензина до конца августа для производителей.

14 августа в правительстве поддержали продление запрета на экспорт бензина для производителей на сентябрь, а для остальных участников рынка — на октябрь. Однако в отличие от 2023 года, на текущий момент данная мера не принесла значительных изменений.

Кроме того, нефтяники рискуют потерять демпферные выплаты за август, что негативно повлияет на налоговую нагрузку. Чтобы этого не произошло, государство в сентябре может рассмотреть ретроспективное изменение пороговых значений отклонения биржевых цен от индикативных, в частности расширить его с 10 до 15% для автомобильного бензина.

По оценкам независимых операторов АЗС, за ростом биржевых котировок неизбежно последует увеличение и розничных цен. И следующие пару месяцев будут сложными для частных сетей.

Однако, на наш взгляд, ситуация все еще выглядит контролируемой. Сезонный фактор в ближайшие месяцы уйдет, а пострадавшие НПЗ на текущий момент все равно продолжают поставлять топливо. В базовом сценарии объемы производства товарного бензина в стране превышают спрос. А в случае резкого снижения производства и возникновения небольшого дефицита, ситуацию может сгладить импорт».