Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Делимобиль: слабое полугодие и рост долга разочаровали инвесторов » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Делимобиль: слабое полугодие и рост долга разочаровали инвесторов

28 августа 2025 Тинькофф Банк | Делимобиль

Крупнейший оператор каршеринга представил результаты за первое полугодие 2025 года: слабая отчетность совпала с предварительными операционными данными, опубликованными в июле.

Финансовые результаты Делимобиля
Совокупная выручка в первом полугодии 2025 года увеличилась на 16% год к году, до 14,7 млрд рублей, каршеринговая выручка выросла на 12% год к году, до 11,8 млрд рублей.

Средний чек растет двузначными темпами, но количество минут и загрузка парка снижаются. Ограниченное расширение флота не позволило покрыть спрос клиентов.

Компания намеренно не обновляла флот на фоне высокой ключевой ставки и осторожного развития в 2025 году, все расширение парка шло через партнерские программы. При этом компания за период увеличила список городов присутствия: Делимобиль появился в Челябинске, Ярославле и Краснодаре.

Оператор расширяет парк в том числе через модель revenue sharing — это позволяет привлекать автомобили без роста долговой нагрузки. По мере снижения процентной ставки к концу года компания также намерена самостоятельно закупать авто в парк через лизинг. Преимуществом собственного парка является возможность его продажи в конце срока службы. В 2025 году компания планирует заместить как минимум 8 тысяч ожидаемых к продаже авто.

Погодные условия также оказали влияние на динамику спроса услуг: аномально теплая зима в первом квартале повлекла за собой уменьшение количества минут (из-за роста скорости передвижения) и пройденного расстояния.

Более того, около 10% выручки потеряно из-за проблем с геолокацией: 2 000 авто работают в «серой зоне», что снижает удобство для пользователей и создает дополнительное давление на предложение.

На показатели также давит конкуренция как со стороны других каршеринговых операторов, так и со стороны такси. Тем не менее, по оценкам компании, дисконт к стоимости поездки на такси сейчас сохраняется на уровне 20—30%, что существенно ниже, чем в исторические периоды.

Делимобиль: слабое полугодие и рост долга разочаровали инвесторов

Продажи автомобилей и новые источники выручки компании
Делимобиль использует стратегию перераспределения парка авто в локации с высоким спросом, а также применяет индивидуальное ценообразование, предлагая разную ценовую сетку различным категориям клиентов. Эти меры, по оценкам компании, должны дополнительно принести более 750 млн рублей выручки и 500 млн по EBITDA до конца года.

Выручка от реализации автомобилей составила 848 млн рублей (+170% год к году). В первом полугодии 2025-го через Купимобиль продано свыше 800 машин (рост на 113%), а также около 600 машин по тарифу «Навсегда». Делимобиль сохраняет планы по продаже 4—5 тысяч машин по итогам 2025 года (с учетом тарифа «Навсегда»).

Также Делимобиль наблюдает значительный рост прочей выручки: высокомаржинальное направление рекламных контрактов прибавило около 80% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сюда относятся стикеры на автомобилях, реклама в приложении, различные партнерства. На данный момент использовано не более 20% всего рекламного инвентаря, что говорит о высоком потенциале его наращивания.

Показатель EBITDA по итогам первого полугодия 2025 года снизился на 35%, до 1,9 млрд рублей, при рентабельности 13%. Основным драйвером роста себестоимости является более чем двукратный рост расходов на персонал год к году. В 2025 году менеджмент компании нацелен на оптимизацию операционной инфраструктуры.

Развитие сети СТО и влияние на эффективность парка
Важно отметить, что компания лишь в первом полугодии завершила свои инвестиции в собственную сеть обслуживания автопарка (СТО), которые оказывали давление на рентабельность.

Во втором полугодии, после завершения активного периода инвестиций, мы ожидаем увеличения доступности парка. Мощности собственной сети СТО могут обслуживать свыше 50 тысяч авто. Сейчас мощности СТО загружены на 55%: обслуживается около 80% собственного флота (31 тысяча машин). Компания ищет партнеров среди других операторов для увеличения загрузки и проводит предпродажную подготовку авто.

Компания рассчитывает снизить стоимость нормо-часа на 20%, что даст около 500 млн рублей экономии в себестоимости до конца года. Дополнительно ожидается рост активного парка на 5%, что принесет примерно 700 млн рублей дополнительной выручки.

Чистый убыток за первое полугодие 2025-го составил 1,9 млрд рублей. Его увеличению способствовало снижение операционной рентабельности и рост процентных расходов до 3,1 млрд рублей.

Долговая нагрузка и процентные расходы Делимобиля
Показатель чистый долг/EBITDA составил 6,4х. Компания планирует снизить нагрузку до 4x к концу года. Благодаря использованию партнерской модели для увеличения парка лизинговый портфель компании не демонстрирует рост. Около половины существующего лизингового портфеля обслуживается по плавающей ставке. Существенные погашения облигационного и лизингового портфеля планируются в 2026 году.

Свободный денежный поток остается в отрицательной зоне на фоне увеличения платежей по процентам и погашения лизинга. Доходы от продажи автомобилей поступают не одномоментно, а в течение трех лет, поэтому положительного эффекта на денежный поток в моменте мы не видим.

Наши ожидания на 2025 год
В последнее время рост выручки Делимобиля опережает динамику количества проданных минут. Так, в 2024 году выручка сервиса выросла на 34% год к году, а за первое полугодие 2025-го — на 16%. Это связано с ростом средней стоимости минуты благодаря эффективной работе компании над ценообразованием и тарифами.

С учетом замедления роста выручки в первом полугодии мы ожидаем, что рост доходов по итогам года составит менее 20%.

За счет завершения инвестиционного цикла мы прогнозируем ослабление давления на рентабельность во второй половине года. По итогам года компания ожидает, что показатель скорректированной EBITDA составит 7—8 млрд рублей. С учетом продолжающегося давления со стороны расходов на персонал мы ожидаем, что данный показатель окажется ближе к нижней границе объявленного диапазона.

Рост финансовых расходов на фоне высокой ключевой ставки и роста стоимости заимствований оказывает негативное влияние на динамику чистой прибыли компании.

По нашим оценкам, в 2025 году чистая прибыль останется в незначительном плюсе, восстановившись после убытка первого полугодия. В дальнейшем мы ожидаем возвращения к росту прибыли, при этом рентабельность по чистой прибыли составит ниже 10% к 2027 году.

Стоит ли инвестировать в акции Делимобиля
За последний год компания сталкивалась с низкой утилизацией машин, что объяснялось простоем из-за проблем с сервисным обслуживанием. Проданные минуты показывали слабую динамику на фоне сбоев геолокации, неблагоприятной погоды и высокой конкуренции. Основным фактором роста выручки в этот период оставался рост среднего чека.
Сейчас ситуация улучшается: компания фиксирует рост утилизации парка, что должно поддержать темпы во втором полугодии. Дополнительными драйверами могут стать продажа подержанных авто, доходы от собственной сети СТО, рекламная выручка и новые инициативы по повышению загрузки машин.
Перспективным направлением видится работа с автопарками и такси без заключения лизинговых контрактов или покупки автомобилей, что особенно важно в условиях высоких ставок. Компания ожидает что доля привлеченных по партнерской программе авто составит не более 20% от всего автопарка в среднесрочном периоде.
В первой половине года компания активно инвестировала в развитие сети СТО, что давило на рентабельность. С завершением инвестиционного цикла ожидается постепенное восстановление маржи, хотя давление со стороны расходов на персонал сохраняется.
Ключевым риском остается высокая долговая нагрузка, ограничивающая финансовую устойчивость. Несмотря на планы заметно сократить долг к концу года, свободный денежный поток остается отрицательным.
Среди рисков также можно выделить введение закона о локализации такси с 1 марта 2026 года. Однако, по оценкам самой компании, угрозы для каршерингового бизнеса данная мера не несет. Если мера вызовет рост цен на такси, то это скорее станет позитивным фактором для индустрии каршеринга.

С учетом недавних результатов мы обновили нашу финансовую модель по компании и сохраняем рекомендацию «держать» по акциям Делимобиля со снижением целевой цены до 155 рублей за бумагу.

Стоит ли инвестировать в облигации Делимобиля
Несмотря на начало цикла снижения ставок, кредитное качество Делимобиля оказывается под давлением. Увеличение долговой нагрузки по показателю чистый долг/EBITDA в первом полугодии 2025 года в значительной степени связано с ухудшением ликвидности и сокращением скорректированного показателя EBITDA на 34% год к году.

При этом с учетом погашения остатка выпуска 001Р-01 и размещения двух новых выпусков объем заимствований увеличился на 2,8 млрд рублей с даты отчетности.

Кроме того, коэффициент покрытия процентных платежей также снизился и теперь составляет менее 1.

Следует отметить, что основная часть долга компании представлена облигационными займами с фиксированными ставками (средневзвешенная ставка по этому типу бумаг — 16,4% годовых). Это означает, что при прочих равных условиях смягчение монетарной политики не окажет мгновенной поддержки в виде сокращения процентных расходов по облигациям, которые останутся на достаточно высоком уровне.

Учитывая все вышеперечисленное, мы понижаем рекомендации по выпускам эмитента до «‎держать»‎.