Правительство РФ продлило запрет на экспорт бензина: ограничения для всех экспортеров будут действовать до конца сентября, для непроизводителей — до конца октября. Помогут ли новые меры остановить рост цен на внутреннем топливном рынке, почему дорожает бензин и что нужно учесть инвесторам — разбираем в нашем отчете.
Главное
• Запрет на экспорт бензина для всех участников рынка, в том числе производителей нефтепродуктов, продлен до 30 сентября.
• Но на внешних рынках цена бензина не растет, а значит, резкое повышение оптовых цен на бензин в РФ с начала года не объясняется сохраняющейся ценовой конъюнктурой на внешних рынках и российским законодательством.
• Кроме того, власти планируют рассчитать и выплатить нефтепереработчикам демпферную компенсацию за август, хотя и был риск ее обнуления из-за возможного превышения лимита от индикативной цены. Это должно снижать давление на цены.
• На наш взгляд, одна из наиболее вероятных причин удорожания бензина заключается в сокращении предложения, вызванном внеплановыми ремонтами на ряде нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) из-за атак БПЛА.
• Приостановка работы НПЗ неоднородно критична для нефтяников. Временная потеря маржи от нефтепереработки более негативно отразится на EBITDA тех, кто сильнее других зависит от переработки, — Газпром нефти, Татнефти и Башнефти.
Что происходит на топливном рынке РФ
Власти обеспокоены ростом оптовых цен на бензин. В результате правительство вводит новый временный запрет на экспорт автомобильного бензина. Мера будут действовать с 1 сентября по 31 октября 2025 г. включительно. С 1 октября ограничения для производителей бензина могут быть частично сняты для крупных нефтепереработчиков, но, скорее всего, в том случае, если цены удастся стабилизировать.
Отметим, что ограничения, введенные в конце июля, не привели к ожидаемым результатам: с начала августа оптовая цена АИ-92 прибавила 4%, с начала лета — 19%, с начала года — 30%.
Почему меры правительства пока не приносят плодов? На наш взгляд, поставки бензина на экспорт не столь значительны, и их ограничение не помогает быстро насытить внутренний рынок.
На рынке дизельного топлива из-за возможностей насыщения внутреннего рынка за счет экспорта существенных проблем нет: оптовые цены на дизельное топливо с начала лета выросли всего на 3%, с начала года — на 6%.
Что оказывает такое сильное влияние на цену бензина?
От чего зависят цены на нефтепродукты в РФ
Внутренние цены на нефтепродукты традиционно формируются на основе экспортных нетбэков — разниц между ценой на экспорт (в порту) и ценой на внутреннем рынке. По сути, экспортная цена служит базой для ценообразования и ориентиром для внутренних цен.
При этом на цену бензина и дизельного топлива в РФ влияет и ряд внутренних особенностей:
↘ Получение демпфера уменьшает оптовую цену. Об этом подробно писали в одном из предыдущих материалов.
↗ Акциз на нефтепродукт увеличивает цену.
↗ НДС при стандарте публикации оптовых цен с данным налогом повышает оптовые котировки.
Демпфер — это способ защитить внутренний рынок топлива от резких колебаний мировых цен. Когда экспортная цена топлива высокая, нефтяникам выгоднее продавать топливо за границу. Чтобы они продавали топливо в России по разумным ценам, государство доплачивает часть разницы между экспортной альтернативой и внутренней индикативной ценой в виде демпферной компенсации.
На графиках ниже приведена динамика экспортных цен на нефтепродукты в портах РФ и расчетные внутренние оптовые цены.

Как видим, объяснения росту внутренних цен из-за экспортных котировок именно на бензин нет. В августе цены на международных рынках на нефть и нефтепродукты даже умеренно корректируются вниз (в долларах США) относительно июля.
На протяжении 2022–2023 гг. долларовые котировки цен на бензин и дизельное топливо, экспортируемые из российских портов, отсутствовали. О размере дисконтов, которые существуют, как и для сырой нефти, в условиях ценовых «потолков» G7 и эмбарго ЕС, можно получить информацию с 2024 г. Как видим, в августе–июле предпосылок к радикальному снижению дисконтов также не было.

Законодательных изменений в расчете демпфера, как и значительных изменений его величины, объясняющих тренд оптовых цен, в последние месяцы не было.

Оптовая цена АИ-92 в августе превысила лимит для получения демпфера и, скорее всего, удержится выше него в течение месяца. Тем не менее власти все равно решили выплатить демпферную компенсацию по бензину за август. Напомним, для возмещения средняя оптовая цена за месяц не должна превышать 110% индикативной цены, установленной в Налоговом кодексе (НК) РФ.

Какую роль играют ремонты на нефтеперерабатывающих заводах
Полагаем, причина роста оптовой цены бензина может крыться в проведении внеплановых ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), но статистика по объемам не публикуется с 2024 г.
С необходимостью внеплановых ремонтов с начала месяца столкнулись уже несколько НПЗ:
↘️ Рязанский НПЗ (Роснефть), снижение реализации со 2 августа
↘️ Саратовский НПЗ (Роснефть), снижение реализации с 11 августа
⏸️ Волгоградский НПЗ (ЛУКОЙЛ), приостановка реализации с 15 августа
↘️ Сызранский НПЗ (Роснефть), снижение реализации с 15 августа
Кроме того, с февраля остановлена реализация бензина Астраханского ГПЗ Газпрома, а в СМИ в последние недели появлялись сообщения об ударах БПЛА по независимым НПЗ на юге России.
НПЗ у разных компаний находятся в разных регионах России и в различной степени подвержены рискам приостановки переработки.
📍 У Роснефти из-за географии есть риски повреждения НПЗ в Рязани, Туапсе, Самарской области, Саратовской области, Ярославского НПЗ и на предприятиях Башнефти. На удалении находятся НПЗ Комсомольска, Ачинска, Ангарска.
📍 У ЛУКОЙЛа под риском крупные НПЗ в Волгограде и Нижнем Новгороде. Вдали от Юга России и Центрального федерального округа расположены нефтеперерабатывающие предприятия в Перми и Ухте.
📍 У Газпром нефти потенциальный риск у Московского и Ярославского НПЗ (последний — совместное предприятие с Роснефтью). С географической точки зрения безопасно выглядит завод в Омске.
📍 У Сургутнефтегаза и Татнефти крупные НПЗ в единственном экземпляре и также есть риск, обусловленный местоположением.

💡 Приостановка деятельности НПЗ не приводит к сокращению добычи: сырую нефть можно направить на экспорт. Тем не менее простои могут сократить EBITDA, так как приводят к временной потере маржи НПЗ, которая сравнительно выше у Газпром нефти, Татнефти и Башнефти и мала у Сургутнефтегаза и Роснефти.

Как оценить выпадающие объемы переработки в условиях ограниченной информации? Мы считаем, что публикуемый Росстатом ежемесячный индекс производства кокса и нефтепродуктов является, по сути, сейчас единственным индикатором динамики объемов нефтепродуктов. Однако он выходит с задержкой и пока не отражает данные август. Атаки БПЛА были в начале 2024 г., но по итогам года снижение нефтепереработки было умеренным — на 3%, до 267 млн т. При отсутствии новых повреждений восстановление переработки занимало максимум несколько месяцев.

Внутреннему рынку не хватает бензина. Поможет ли запрет экспорта?
Даже при ограничении экспорта бензина его производство по-прежнему остается узким местом. Не столь существенные объемы бензина исторически поставляются на экспорт (13% в 2023 г.), поэтому при значительном снижении объемов нефтепереработки насыщение внутреннего рынка за счет предложения может не наступить.
В то же время высокого роста внутренних цен на дизтопливо или топочный мазут сейчас не отмечается. Дело в том, что возможностей для насыщения внутреннего рынка в этих сегментах гораздо больше, при том, что в 2024 г. экспортировалось 41% произведенного дизтоплива, топочного мазута – 76%.

Ситуация с бензином на заправках — под пристальным вниманием антимонопольных органов
⛽ По оценке Российского топливного союза, затраты на автозаправочной станции (АЗС) в среднем составляют 8–8,5 руб./л, а значит, сложившаяся маржа в подсегменте бензина для типичной АЗС не покрывает издержки. В продажах дизельного топлива такой проблемы нет, и массовых жалоб, прежде всего со стороны независимых сетей АЗС, на сложившуюся ситуацию с оптовыми ценами на нефтепродукты нет.
С точки зрения конечного потребителя, надзор над ценообразованием на АЗС осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая не заинтересована в текущих условиях борьбы с инфляцией допустить увеличения розничных цен на бензин.

Когда меры начнут работать
Продление запрета на экспорт, вероятно, обусловлено планами правительства вернуть оптовые цены к уровню начала лета. Однако в условиях сохранения сниженного производства бензина, по нашему мнению, временной приостановки экспорта может быть недостаточно для того, чтобы насытить внутренний рынок. На наш взгляд, меры правительства на рынке бензина оперативно сработают, как только полностью восстановится работа поврежденных установок НПЗ.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
