Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Кризис общепита. Рестораны и кафе по всему миру переживают сложные времена » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Кризис общепита. Рестораны и кафе по всему миру переживают сложные времена

4 сентября 2025 Финам Поздеева Екатерина

С 2025-го по 2029 годы объем мирового рынка общественного питания вырастет на $73,2 млрд. По прогнозам экспертов Technavio, сделанным в начале года, в среднем рынок будет расти на 3,7% ежегодно в указанный период. Однако жизнь внесла свои коррективы. С апреля 2025-го президент США Дональд Трамп начал вводить тарифы, которые нанесли урон экономике. Кафе и рестораны многих стран столкнулись со сложностями.

Американские рестораны страдают от роста расходов и нехватки клиентов
Как пишет издание The Capitalist, в последнее время рост оптовых цен на продукты питания, нехватка рабочей силы и снижение посещаемости ставит под сомнение устойчивость как независимых заведений общественного питания, так и национальных сетей в США.

Согласно индексу цен производителей, в июне 2025 года расходы американских ресторанов на продукты питания выросли примерно на 21% по сравнению с тем же месяцем 2021 года. Этот рост опередил повышение оптовых цен на все товары на 17,5% за тот же период. Особенно подорожали говядина, кофе и яйца.

По данным опросов Национальной федерации независимого бизнеса, основной проблемой американского общепита с 2021 года остается поиск квалифицированного персонала. Многим ресторанам приходится выбирать между повышением заработной платы для привлечения соискателей и сокращением штата. Для небольших сетей оба варианта сопряжены с финансовыми рисками.

Усугубляет эти проблемы снижение покупательской активности. Так, по данным министерства торговли США, в первой половине 2025 года в ресторанах и барах страны наблюдался один из самых низких показателей роста продаж за последние шесть месяцев. Он оказался даже ниже, чем во время пандемии, когда многие рестораны и бары были закрыты.

Из-за инфляции американцы с низким доходом уже много лет сокращают расходы на питание вне дома, а теперь и потребители со средним доходом стали экономить ресторанах и кафе.

Как пишет Financial Times, с января по март 2025-го американцы съели в ресторанах на миллиард порций меньше, чем годом ранее, а количество посещений ресторанов быстрого питания во втором квартале сократилось на 2,3%. Руководители McDonald’s, Wendy’s и KFC говорят, что больше всего сократилось количество посетителей, которые приходят на завтрак. Именно от него чаще всего отказываются потребители.

В мае 2025-го продажи McDonald’s в США упали сильнее всего с 2020 года, сократившись за год на 3,6%. Руководители сети фастфуда объяснили спад плохой погодой и растущей осторожностью потребителей.

Во втором квартале 2025 года корпорация Yum! Brands, которая владеет сетями KFC, Pizza Hut и Taco Bell, не оправдала ожидания аналитиков. Общие продажи компании в мире выросли слабее, чем у конкурентов, всего на 4%. Американские подразделения KFC и Pizza Hut пострадали сильнее всего - в них продажи за этот период снизились на 5%.

Продажи сети ресторанов быстрого питания Jack in the Box во втором квартале снизились еще значительнее - на 7,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Популярная сеть пиццерий Domino’s Pizza также сообщила о снижении продаж в США на 0,5% во втором квартале 2025 года по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.

Тренд на снижение продаж в ресторанах и кафе в США привел к так называемым «ценовым войнам», когда сети заманивают покупателей скидками. Это также может привести к сокращению прибыли и имеет свой предел, предупреждают эксперты.

Российские ресторанные сети массово закрываются
В российском общепите складывается похожая ситуация. Как пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные «Почта банка», зимой и весной 2025-года средний чек в заведениях общественного питания в стране вырос в среднем на 17%. Это привело к оттоку посетителей, их число за год сократилось на треть. По словам экспертов рынка, спрос на готовую еду постепенно перетекает из ресторанов в сервисы доставки торговых точек.

С конца прошлого года популярная сеть «Шоколадница» приостановила открытие новых точек и, как сообщает издание Shoppers, закрыла ресторан азиатской еды и пиццы Eazzy, который работал в Москве в тестовом режиме с прошлого года.

«Вкусвилл» также закрыл в этом году кофейни «Вместе» и придорожные кафе «Бодрю», запущенные в 2024 году. Об этом сообщили «Ведомости» со ссылкой на представителя ритейлера.

Однако самым пострадавшим рынком общепита стала Тюмень, где за первые полгода 2025-го, по данным «РБК», закрылись 223 заведения общественного питания. Это на 10% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Однако не все настолько мрачно на отечественном рынке. Согласно исследованию проекта Контур.Фокус, за первые полгода 2025-го российский общепит вырос на 2,07% с 200 тыс. до 205 тыс. заведений. Причем быстрее всего растут кафе, которых за полгода стало больше на 3,52%.

Эксперты журнала «Агроинвестор» ожидают, что в этом году оборот рынка общественного питания может впервые превысить 4 трлн рублей. Они считают, что увеличение доходов населения и развитие внутреннего туризма будут способствовать росту спроса на питание в кафе и ресторанах.

Кризис стоимости жизни бьет по европейским ресторанам
Рост стоимости жизни, тарифы Трампа и геополитическая напряженность негативно сказались на желании европейцев ходить в кафе и рестораны. Так, согласно исследованию компании Circana, в первом квартале 2025-го посещаемость ресторанов в Европе снизилась на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в то время как расходы потребителей выросли на 1%, несмотря на сокращение количества посещений, за счёт увеличения среднего чека в ресторанах.

Эдурне Уранга, вице-президент Circana по работе с клиентами в Европе, отмечает, что отрасль становится все более конкурентной. Однако в Европе наблюдаются общие факторы роста, которые помогают частично компенсировать нехватку трафика и открывают возможности для будущего роста для тех компаний, которые сумеют им воспользоваться.

В Великобритании, например, двузначными темпами растет спрос на перекусы, популярные у молодежи. По данным Circana, количество перекусов среди британской молодежи 25-34 лет выросло в первом квартале на 14%. При этом они стали на 23% чаще посещать заведения общепита, чтобы перекусить.

В Германии молодежь предпочитает завтракать в кафе. Это увеличило их посещаемость на 2% в первом квартале 2025-го.

Посещаемость французских ресторанов в первом квартале 2025-го снизилась на 1% за год. Эксперты связывают это с общемировой экономической неопределенностью, которая заставляет людей экономить на общепите. После стабилизации в экономике они ожидают оживления интереса к ресторанам и кафе в Европе.