Технологии обработки визуальных данных, включая компьютерное зрение являются у российских компаний наиболее востребованными среди всех решений ИИ, говорится в исследовании НИУ ВШЭ. Их использует 66% предприятий.
Результаты анализа базируются на данных за 2024 г., полученных более чем у 15 тыс. крупных и средних организаций — пользователей ИИ.
Как отмечается, 50% компаний применяют в работе технологии интеллектуальной поддержки принятия решений и управления, а более трети предприятий предпочитают с помощью ИИ обрабатывать текст или звуковые данные, включая распознавание и синтез речи.
Не так распространены технологии повышения эффективности — они есть только на каждом пятом предприятии.
«Спектр задач, выполняемых компаниями с помощью ИИ, постоянно расширяется. Основанные на технологиях ИИ решения используются как для обработки разного рода данных, так и, например, для создания нового контента, работы систем предиктивной аналитики, рекомендательных систем и т. д», — уточняется в тексте.
Как бизнес покупает ПО для ИИ
Организации приобретают программное обеспечение (ПО) для ИИ разными способами. 56% привлекают сторонние компетенции для разработки или модификации программ, 53% покупают готовое к использованию коммерческое ПО.
24% организаций используют бесплатные программы, собственными силами разработку ПО для ИИ осуществляют 23% компаний.
18% дорабатывают программное обеспечение с открытым исходным кодом, а 15% — приобретенное ПО.
«Только 17% пользователей ИИ не разрабатывали и не приобретали новое ПО в отчетном году. Активность в самостоятельной разработке и доработке программного обеспечения объясняется как необходимостью совершенствования приобретенных ранее продуктов и нехваткой на рынке адаптированного под нужды компании ПО, так и желанием минимизировать затраты на внедрение и использование ИИ-технологий», — говорится в исследовании.
В каких бизнес-процессах используют ИИ
Свыше половины компаний, работающих с ИИ-технологиями, отметили, что применяют их в маркетинге и продажах, производстве продукции и оказании услуг, а также в управлении персоналом.
Значительно реже искусственный интеллект востребован в управлении организацией, обеспечении безопасности, логистике и транспорте.
Результаты применения ИИ
Согласно оценкам организаций — пользователей ИИ-технологий, в 2024 г. наиболее заметным результатом их применения стало повышение качества и эффективности бизнес- и производственных процессов: соответствующие эффекты от ИИ отмечали около половины компаний.
Свыше трети предприятий, работающих с ИИ, сообщили об увеличении доходов и числа клиентов. О росте производительности труда, повышении качества продукции и услуг под воздействием ИИ свидетельствует каждый пятый пользователь этих технологий.
«Примечательно, что лишь 15% организаций заявляют о снижении численности работников из-за внедрения ИИ, тогда как наибольшая доля (63%) респондентов отрицает воздействие ИИ на этот процесс», — уточняется в исследовании.
Эффекты от использования искусственного интеллекта, связанные со снижением себестоимости продукции и услуг, повышением безопасности труда, а также сокращением сроков вывода продукции или услуг на рынок, проявляются в меньшей степени, уточняет НИУ ВШЭ.
очему некоторые компании не применяют ИИ
48% крупных и средних организаций заявили об отсутствии потребности в искусственном интеллекте. Ключевыми препятствиями внедрения ИИ для организаций стали:
высокие затраты
недостаточный уровень развития ИКТ-инфраструктуры организации
нехватка средств для привлечения квалифицированных кадров
дефицит массивов данных, необходимых для работы с ИИ.
«Сложность интеграции технологий ИИ в производственные и бизнес-процессы организации, связанные с законодательством ограничения, низкое качество и сложность обработки данных для применения технологий ИИ остаются значимыми барьерами для каждой пятой компании», — подчеркивается также в исследовании.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
