Власти в активном поиске дополнительных доходов для российского бюджета. В их арсенале такие “инструменты”, как разовый налог на сверхприбыль банков, корректировка НДС и рост утильсбора. Между тем нужно помнить о возможной синхронности - чем жестче фискальные меры, тем жестче ДКП.
Так как же Россия будет закрывать дефицит? Есть ли альтернативы? Своим мнением по этим вопросам c Finam.ru поделились эксперты.
Идеи властей
Российская экономика уже четвертый год развивается под колоссальным санкционным гнетом. В пятницу, 19 сентября, ЕС одобрил уже 19-й по счету пакет санкций против России. Тем не менее Кремль говорит, что экономика страны не подвержена влиянию западных рестрикций, да в целом РФ далека от рецессии.
Однако никто не отрицает замедление роста экономики и проблем с бюджетом в 2025 году. Согласно сведениям Счетной палаты, дефицит бюджета России за первое полугодие составил 2,1% ВВП, или 4,751 трлн рублей, при утвержденном дефиците 3,8 трлн рублей (1,7% ВВП) на конец года. А по данным электронного бюджета, на конец августа текущий дефицит достигал 6,4 трлн рублей. И, возможно, это не предел. Некоторые аналитики не верят, что государство сможет уложиться в поставленный себе лимит. А чем больше дефицит бюджета, тем жестче денежно-кредитная политика, предупреждает Банк России.
Помимо санкций, “бюджетную лодку” раскачивают укрепление рубля, высокая стоимость заимствований, низкие цены на нефть, жесткая ДКП вкупе с высокой ставкой, а также ускоряющаяся инфляция, низкая покупательская способность населения и замедление экономической активности.
Какие есть идеи покрытия дефицита бюджета:
Средства Фонда национального благосостояния (ФНБ). Это так называемый финансовый резерв государства “на черный день”. В мае текущего года Минфин сообщал, что возьмет оттуда 447 млрд рублей. Взять больше означало бы истощение ФНБ и снижение “финансовой подушки безопасности” страны.
Дивиденды госкомпаний. Государство как мажоритарный акционер в таких компаниях сам принимает решение по таким вопросам. И оно может принести ему несколько сотен миллиардов.
Приватизация. Власти в 2025 году могут продать контрольный пакет в некоторых компаниях, включая в ЮГК и “Домодедово”. Но в лучшем случае такие сделки принесут 100-200 млрд рублей.
Девальвация. Чаще всего это осознанный шаг Центробанка. И он может быть сделан в силу слабости бюджета. Это, с одной стороны, поможет повысить доходы от экспорта и конкурентоспособность российских товаров, но и разгонит и так высокую инфляцию.
Разовый налог на сверхприбыль банков. Эта инициатива депутатов Госдумы может пополнить казну еще на 200 млрд рублей. Однако, очевидно, что этих денег хватит разве что покрыть 5% дефицита бюджета, уже посчитали специалисты.
Рост утильсбора. С 1 ноября этого года отменяется льготный утильсбор на автомобили с двигателями мощностью более 160 л.с., ввозимые в Россию частными лицами. И с данным нововведением гражданам станут недоступными корейские и японские кроссоверы среднего класса. Более того, наступит расцвет “серого” рынка некачественных запчастей, старение автопарка и рост цен на прочие товары и услуги, в том числе такси.
Повышение НДС с 18% до 22%. Правда, эти изменения могут вступить в силу только с 2026 года и, конечно, приведут к росту цен, повышению нагрузки на бизнес и снижению покупательской способности.
А вот от варианта просто взять и дополнительно напечатать деньги власти отказываются. “Много соблазнов появляется: вот сейчас напечатать денег, раздать. Какой будет результат? Инфляция”, - накануне заявил президент РФ Владимир Путин на встрече с лидерами фракций Госдумы. При этом он добавил, что считает идею налога на роскошь разумным предложением, но вместе с тем призвал к осторожности в этом вопросе.
Ожидается, что проект бюджета на 2026-2028 годы будет представлен в Госдуме 29 сентября. Как сообщают источники агентства Reuters, его ключевые параметры заранее согласованы с президентом и вряд ли будут существенно изменены в ходе парламентских прений.
Как заявил вчера глава Минфина Антон Силуанов, “российский бюджет должен быть мускулистым и защищенным от внешних воздействий”. А для того, чтобы сделать финансы более устойчивыми, он предложил снижение зависимости от внешних ограничений бюджета от нефтегазовых доходов.
“При подготовке бюджета мы планируем снижать нашу бюджетную планку, которая является основой для формирования нефтегазовых доходов. Если помните, сегодня это 60 долларов за баррель, к 2030 году планируем до 55. Каждый год по доллару снижать”, - сказал министр.
Идеи аналитиков
Общий настрой в отношении бюджетной политики, изложенный министром финансов, можно считать позитивным для рынка, так как Минфин готов формировать бюджет на будущую 3-летку, исходя из принципов сбалансированности, соблюдения бюджетного правила и снижения зависимости от конъюнктуры нефтяных цен, говорит Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ “Финам”. По ее мнению, это должно сформировать условия для снижения инфляции и смягчения ДКП.
"Такой настрой соответствует и мнению Банка России. Эльвира Набиуллина отмечала, что, если цена отсечения по нефти будет снижена, то это может быть дополнительным дезинфляционным фактором и повысит долгосрочную устойчивость бюджета. Однако “дьявол в деталях”. Мы пока не видим параметры бюджета на 2026-2028 года, то есть прогноз расходов, доходов, общий и структурный дефицит, способы его финансирования, макроэкономический прогноз. Снижение цены отсечения нефти на 1 доллар за баррель в год - это весьма скромный шаг (пусть и в верном направлении). По нашим оценкам, такой шаг соответствует снижению базовых нефтегазовых доходов (которые, в соответствии с бюджетным правилом, могут быть направлены на финансирование расходов бюджета в текущем периоде), примерно на 150 млрд рублей в год. При этом пока не уточнены параметры бюджета на текущий год, результат их пересмотра мы также ожидаем увидеть при внесении правительством проекта бюджета на 2026-2028 годы в Госдуму. Дело в том, что и бюджет на 2025 год планировался с нулевым структурным первичным дефицитом, что должно было внести вклад в дезинфляцию", - сказала Беленькая.
По словам эксперта, исходя из принципов структурной сбалансированности бюджета и одновременно из абсолютного приоритета задач обороноспособности и социальных обязательств в 2026 году, сейчас представляется несколько возможных подходов к формированию бюджета.
“Во-первых, сокращение (по крайней мере, относительно прогнозного ВВП) части менее приоритетных расходов, например, за счет ужесточения условий, субсидий, переноса на более позднее время части запланированных инвестиционных программ. Альтернатива - дополнительное увеличение доходной базы бюджета (ненефтегазовых доходов). Например, с 2025-го с этой целью была повышена ставка налога на прибыль, введена 5-ступенчатая прогрессивная шкала НДФЛ, введена обязанность предприятий на УСН с оборотом более 60 млн рублей в год платить НДС. Сейчас в СМИ циркулируют слухи об обсуждении возможного повышения ставки НДС с 20% до 22% с 2026 года. Есть и такие способы менее явного наполнения доходов бюджета, как сокращение налоговых льгот, увеличение акцизов, сборов, штрафов, госпошлин и т.д., а также доходы от приватизации. Что из этого планируется реализовать, станет понятно из проекта бюджета”, - добавила Беленькая.
Андрей Верников, независимый финансовый эксперт, автор Telegram-канала vernikov100 - инвестирование, в свою очередь, считает, что повышение ставки налога на добавленную стоимость выглядит разумной мерой.
“Бюджет 2026 года будет “военным”. При этом доходы падают, в том числе из-за политики Трампа, направленной на уменьшение доходов России от экспорта природных ресурсов. Думаю, что экономический блок займется оптимизацией расходов бюджета-2026, например, проекты развития могут быть передвинуты на более поздние сроки. Налоговый пресс будет усиливаться, в том числе на индивидуальных предпринимателей. Будут попытки ослабить рубль. Минфин расширит программу заимствований через ОФЗ. Есть несколько рычагов, надавив на которые можно улучшить ситуацию с бюджетом. Думаю, что правительство будет давать сразу на все рычаги одновременно. Ну а дальнейшие действия будут диктоваться исполнением бюджета 2026 года. У нас большая часть экономики находится в теневой зоне. У правительства есть возможность пополнить бюджет, если начать выводить через цифровой рубль эту часть в белую зону”, - выразил свое мнение собеседник Finam.ru.
Неизбежным увеличение налогов считает и Илья Федоров, главный экономист “БКС Мир инвестиций”. Но прямое налогообложение сейчас неприемлемо в силу политических причин, указывает эксперт. Поэтом ставка сделана на косвенное налогообложение (налоги на потребление), потому что их и администрировать легче, и эффект большой, добавил аналитик.
“Но тут есть “побочки” и, прежде всего, это инфляция. Разовый скачок цен формально не требует вмешательства ДКП, но те условия, при которых будет повышаться налог на прибыль, импортные авто и т.д., приведет к росту инфляционных ожиданий. Опыт повышения НДС в 2018 году говорит о том, что рост инфляции составил 1 п.п., то есть формально это рост цен, на которые должен реагировать ЦБ. По нашему мнению, среднегодовая ключевая ставка окажется выше, а период нормализации ДКП сдвинется на 2 квартала вправо. Вопрос дефицита бюджета текущего года также остается открытым. В конце месяца мы узнаем все параметры бюджета и способы финансирования дефицита. С учетом роста налогов и информации по дефициту бюджет, вероятно, ЦБ уже не будет торопиться со снижением ключевой ставки в этом году. Как отметил в своих материалах регулятор, повышение прямых налогов может иметь как проинфляционный, так и дезинфляционный эффект. Это зависит от того, будут ли возникать вторичные эффекты, связанные с влиянием изменения налогов на поведение населения и бизнеса, а также с направлениями расходования налоговых поступлений”, - отметил Федоров.
Пока Минфин закладывает в бюджет на 2026 год ключевую ставку на уровне 12-13%. Сейчас она 17%. При этом Набиуллина на пресс-конференции неделей ранее говорила, что, если дефицит бюджета будет выше, чем в базовом сценарии ЦБ, это ограничит возможность дальше снижать ставку и что на октябрьском заседании ЦБ многое будет зависеть от параметров бюджета, которые правительство представит до конца сентября.
Напомним также, что весной параметры бюджета-2025 уже пересматривались в сторону увеличения расходов и дефицита, в сентябре многие ожидают новый аналогичный пересмотр. Дважды пересматривались и параметры бюджета в 2024 году (в сторону увеличения расходов и дефицита). Так что, помимо “правильно” составленного бюджета, есть и проблема его исполнения.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
