Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Момент фискального провала в Германии: принят рекордный бюджет в размере 503 млрд евро » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Момент фискального провала в Германии: принят рекордный бюджет в размере 503 млрд евро

24 сентября 2025 Zero Hedge

Бундестаг в четверг принял бюджет на 2025 год голосами ХДС, ХСС и СДПГ. Итог: рекордный долг, служащий лишь одной цели — латать постоянно растущие бюджетные дыры.

С исторической задержкой — виной всему расколотая коалиция, действующая по принципу «светофора», — Бундестаг в четверг принял бюджет на текущий год, который теперь действителен чуть больше трёх месяцев. До сих пор дела шли на автопилоте. Однако это не меняет того факта, что объём расходов в 503 миллиарда евро стал новым рекордом. Федеральное правительство тратит свободно, смягчённое (продолжающимся) ростом налоговых поступлений и постоянно растущим государственным долгом.

Взгляд в будущее финансов следующего года

Канцлер Фридрих Мерц и министр финансов Ларс Клингбайль от социал-демократов создают впечатление, что намерены ещё больше ускорить темпы расходов в следующем году. После увеличения бюджета этого года примерно на четыре процента ожидается, что темпы роста в следующем году будут ещё выше: около 530 миллиардов евро запланированных расходов. В то же время дополнительные трансферты в социальные фонды, вероятно, увеличатся из-за слабого экономического роста — государство и без того глубоко погрязло в долговой спирали.

На фоне этого резкого роста государственных расходов, которые всё больше вытесняют частный сектор и увеличили долю государства в экономике с 45 до 50% за последние пять лет, следует говорить о полном политическом провале. После введения локдаунов федеральные расходы выросли более чем на 41%, в то время как экономика в целом стагнирует. Этот колоссальный дисбаланс свидетельствует о том, что соотношение производительных и чисто потребительских сил в стране достигло безответственного дисбаланса.

Государство расширяется, прокладывая себе путь вперёд. Мы наблюдаем ускоренное строительство социалистического коллективизма.

Неконтролируемый новый долг

Канцлер Мерц, который, как некоторые помнят, строил свою предвыборную кампанию на принципах бюджетной дисциплины, войдёт в историю как канцлер, доведший Германию до финансового краха. В этом году планируется новый долг в размере 140 миллиардов евро, искусно скрытый от общественности в так называемых специальных фондах. Таким образом, Германия нарушает все критерии Маастрихтского соглашения, взяв около 3,3% новых заимствований и достигнув итогового общего долга более 65%.

При этом Германия постепенно утрачивает свою роль кредитного якоря для своих партнеров по еврозоне, имеющих такую ​​же задолженность.

И это касается только федерального долга. Земли и муниципалитеты столкнулись с собственным Ватерлоо: учитывая по-прежнему слабую экономику, в этом году муниципальные бюджеты могут столкнуться с совокупным дефицитом в размере 36 миллиардов евро — кризис ударил по ним очень сильно.

Однако реформы не предвидится. Социал-демократы отказались от амбициозной инициативы канцлера о «гражданском доходе» (Bürgergeld/социальной помощи), и, естественно, структурных реформ не будет. Дебаты об иммиграции в немецкую социальную систему просто прикрываются новыми кредитами, ссылаясь на временное замедление нелегальной иммиграции — явный сезонный фактор.

Это правительство построило всю свою политику на карточном домике лжи и самообмана. В фискальной политике это отражается в специальных фондах: здесь скрываются новые федеральные займы, предназначенные либо для финансирования военной экономики, либо для покрытия дефицита социальных фондов. В конечном итоге, расплачивается налогоплательщик — через повышение налогов, либо позднее, через инфляцию, когда центральный банк монетизирует возросший долг.

Дискуссия о повышении налогов давно вышла на публичное обсуждение — в форме зависти - более высоких налогов на наследство. Именно туда и движется этот процесс.

Реформы торпедированы

Причина, по которой фискальная политика стала символом экономического и общественного провала Германии, очевидна в двух поразительных явлениях. Во-первых, это железное молчание экономической элиты, когда речь заходит о причинах упадка Германии. Высокие цены на энергоносители, чудовищное регулирование и непосильное налогообложение общепризнанны, но никто не осмеливается заняться идеологической «зелёной» трансформацией в корне.

То же самое относится и к необходимым социальным реформам: даже самая незначительная попытка, например, введение строгих санкций за отказ от работы в рамках доходов граждан, немедленно торпедируется многочисленными левыми партиями в Бундестаге и общественными деятелями, такими как Немецкое объединение профсоюзов.

Расходы и большое правительство

Профсоюз выступил против ужесточения санкций в отношении доходов граждан и сразу же занял принципиальную позицию оппозиции. Разумеется, попытки ХДС провести социальные реформы — это не более чем медийный бой с тенью.

Очевидно: после идеологической перестройки при Меркель Союз давно превратился в ещё одну партию в левом спектре германской политической сцены. Внутрикоалиционный климат, вероятно, более гармоничный, чем кажется. По сути, есть согласие: они хотят большого государства, убеждённые, что только масштабная государственная деятельность, подкреплённая Европейской комиссией, также не упускающей возможности тратить огромные средства, может вывести Германию из её нищеты.

Взгляд в будущее

К чему это ведёт? Взгляните на соседнюю Францию. С государственным долгом в 114% и долей государства в 57% Франция на годы опережает развитие этой драмы. Некомпетентная в реформах и политически застрявшая, она не может осуществить необходимые изменения. Столкновение с рыночной реальностью неизбежно.

В целом, государства-члены ЕС страдают от одной и той же болезни: глубоко укоренившегося этатизма, веры в большое государство, призванное, в конечном счёте, решать проблемы общества как субъект социального обеспечения и экономический субъект. История показывает, что это фатальное заблуждение. Экономический крах Германии уже является результатом чрезмерно раздутого государственного аппарата, который не только парализует производительные силы, но и активно разрушает их своей политикой, ориентированной на конкретные интересы.

Бюджетная недисциплинированность неизбежно приводит к столкновению с айсбергом на рынке облигаций, как бы ни старался центральный банк смягчить удар. Момент истины наступает, когда государство, независимо от уровня своего долга, больше не может рефинансировать существующий долг.

Затем либо в дело вступает политик с фискальными бензопилами, либо политическая структура застывает в командном состоянии, где даже основные общественные проблемы — такие как миграционный кризис или зарождающийся социализм — не могут подвергаться критике.

Джулия Рюс передает привет.