Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Китай научился покупать нефть из Ирана через Индонезию » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Китай научился покупать нефть из Ирана через Индонезию

24 сентября 2025 Bloomberg | Нефть

Власти КНР нашли очередной способ обойти санкции США.

Китай зафиксировал резкий рост импорта индонезийской сырой нефти за последние два месяца, что высветило маловероятный маршрут, который предполагает появление новых обходных путей для экспорта иранской нефти — даже несмотря на давление со стороны США.

По данным таможни, в прошлом месяце из Индонезии поступило в общей сложности 2,7 млн тонн сырой нефти, что эквивалентно примерно 630 000 баррелей в сутки. Этому предшествовал резкий скачок в июле, когда объёмы поставок утроились по сравнению с предыдущим месяцем.

Индонезия — крупнейшая экономика Юго-Восточной Азии. Она импортирует нефть уже более двух десятилетий. Однако августовские закупки Китая значительно превышают прошлогоднюю добычу в Индонезии, составлявшую около 580 000 баррелей в день. Большая часть нефти потребляется внутри страны, где спрос приближается к 1,7 миллиона баррелей в день, согласно данным Управления энергетической информации.

Импорт нефти в Китай из Индонезии резко вырос

Сегодня Китай является крупнейшим покупателем иранской нефти. Эти поставки являются жизненно важным экономическим инструментом для Тегерана и позволяют Пекину получать выгоду от дешевых поставок, что способствует его стремлению к энергетической безопасности. Однако эта торговля, которая опирается на флот теневых судов, неоднократно подвергалась санкциям США.

По официальным данным таможни, Китай с середины 2022 года не импортировал ни капли иранской нефти. При этом страна закупает у Малайзии больше нефти, чем добывает. Воды у восточного побережья этой страны, стали перевалочными пунктами для морских перевозок, при этом грузы часто меняют название перед отправкой в Китай.

За последние два месяца объемы поставок из Малайзии сократились более чем на 30%.

«Это лишь часть продолжающейся эволюции тактики операторов, скрывающих свои действия», — сказал Чарли Браун, старший советник американской правозащитной организации «Объединяйтесь против ядерного Ирана». «Они продолжают осуществлять перевалку с судна на судно в том же районе у берегов Малайзии; основная схема торговли остаётся прежней».

Данные слежения за судами указывают на то, что некоторые суда подают сигналы в Кабил, порт на индонезийском острове Батам, к югу от Сингапура, перед разгрузкой в Китае. Согласно данным китайской таможни, покупателями индонезийской нефти являются импортёры, зарегистрированные в Хэбэе, Ляонине, Шаньдуне и Цзянсу.

Китай научился покупать нефть из Ирана через Индонезию

Порт Kabil географически близок и является основным трансфертным пунктом для иранской нефти.

По данным статистического управления Индонезии, за 7 месяцев 2025 года было отгружено 1,3 млн тонн сырой нефти.

По крайней мере четыре танкера — «Акварис», «Юхан», «Пола» и «Пикс» — в последние месяцы подавали сигналы в порт Кабиль, согласно данным отслеживания судов, собранным Bloomberg. Этот порт, не связанный ни с одним экспортным терминалом сырой нефти, расположен недалеко от малазийского Джохора, хорошо зарекомендовавшего себя морского порта для перевалки грузов с судна на судно.

Судно класса «Афрамакс» «Акварис» подал сигнал Кабилю в середине мая, а затем изменил пункт назначения на воды Джохора, свидетельствуют данные. Затем судно приняло иранские грузы с танкера, находящегося под санкциями США и Великобритании. С тех пор «Акварис» совершил ещё один аналогичный рейс и в настоящее время направляется в Кабиль в третий раз.

Судно «Юхан» вышло из Кабиля в середине июня, направляясь в воды Джохора, а затем прибыло в китайский порт Жичжао в конце июля, свидетельствуют данные. По данным Vortexa, судно выгрузило почти 202 000 баррелей сырой нефти неизвестного происхождения. В мае «Юхан» был замечен принимающим иранскую нефть с другого танкера в водах Малайзии для доставки груза на терминал в Даляне.

По данным Kpler и Vortexa, судно Pola заходило в Кабиль в конце июля, а затем было замечено у берегов Малайзии с иранской нефтью. Груз был выгружен в Даляне в середине августа. С тех пор Pola вернулся в Кабиль, отправившись оттуда 13 сентября, и должен прибыть в Жичжао в ближайшие дни. Судно, способное вместить 490 000 баррелей, полностью загружено.