Он будет дефицитным, как и все предыдущие бюджеты с 2022 года. Планируется, что расходы превысят доходы на 3,8 трлн рублей. При этом впервые за последние годы правительство демонстрирует сдержанность в тратах, в том числе по направлениям, которые раньше неизменно и динамично росли.
Разбираемся, на что государство собирается потратить бюджет и что изменилось в бюджетной политике.
Какие расходы включили в бюджет
В 2026 году правительство намерено потратить чуть более 44 трлн рублей. Это менее чем на 3% превосходит объем расходов, запланированных в 2025. А учитывая инфляцию и рост экономики, можно говорить не об увеличении, а о сокращении бюджета. По отношению к ВВП расходы составят 18,7% — после 19,7% в 2025 и 20% в 2024 годах.
Примечательно, что объем трат в проекте бюджета практически полностью совпадает с тем, что был запланирован на 2026 год в прошлогоднем трехлетнем документе. В предыдущие годы правительство не отличалось такой точностью и, как правило, пересматривало расходы в сторону увеличения.
В направлениях бюджетных трат приоритеты сохраняются прежними. Самым крупным блоком третий год кряду остается национальная оборона. Но при этом впервые с 2017 года правительство намерено сократить эти расходы, пусть и на символические 1,2% в номинальном выражении
. И если в 2025 году на оборонные расходы приходится почти 32% всего госбюджета, то в 2026 будет уже около 29%.
Правда, вместе с расходами на национальную безопасность, которые правительство планирует увеличить в 2026 году на 14%, общие траты на силовиков в структуре бюджета все равно останутся высокими — порядка 38% всех расходов. Для сравнения: на образование и здравоохранение федеральная власть потратит 3,6 трлн, или около 8% бюджета. При этом важно помнить, что это не все бюджетные расходы по данным направлениям: значительная их часть также финансируется регионами.

Расходы на социальную политику , которые до 2024 года были крупнейшим блоком в российском бюджете, вырастут на 3,2% — до 7,1 трлн рублей. У расходов на национальную экономику рост более значительный — на 9%, до 4,77 трлн.
Сильнее всего в 2026 году вырастут расходы на обслуживание государственного долга. Они станут больше почти на четверть и достигнут 3,9 трлн рублей, что сопоставимо с тратами на безопасность. Это связано с планом Минфина нарастить заимствования для покрытия дефицита бюджета, а также с высокой ключевой ставкой, к которой привязана значительная часть госдолга.
Также ощутимо, почти на 10%, вырастут расходы на жилищно-коммунальное хозяйство и на 9% — на образование. Расходы на здравоохранение практически не изменятся. А вот траты на культуру и кино поднимутся сразу на 30%, но при этом останутся незначительными в масштабах всего бюджета — менее 0,7% всех расходов. Также заметный рост ждет расходы на охрану окружающей среды, которые достигнут 1,1 трлн рублей.
Какие доходы запланировали в бюджете
Правительство ждет ощутимого номинального роста доходов в 2026 году — на 8,6% к 2025. Объем поступлений составит 40,3 трлн. При этом по отношению к ВВП они останутся неизменными — 17,1%.
В деньгах увеличение доходов составит 3,2 трлн рублей. Большую часть обеспечит рост налогов, который правительство недавно инициировало, включая повышение НДС с 20 до 22%. По расчетам Минфина, эти инициативы принесут государству 1,7 трлн рублей в 2026 году, 2,1 трлн в 2027 и 2,3 трлн в 2028.
Общий объем доходов, не связанных с добычей нефти и газа, составит 31,4 трлн рублей, а их вес в бюджете увеличится с 76,3 до 77,9%. Это также связано в основном с ожидаемым ростом НДС. Этот налог — главная статья доходов бюджета — в 2026 году сформирует 43,5% всех поступлений.
Заметно вырастет и еще один вид доходов, который отражается на ценах товаров в стране. Поступления от утилизационного сбора в 2026 году увеличатся в полтора раза и превысят 1,6 трлн рублей.
Что касается нефтегазовых доходов, то их рост к 2025 году будет умеренным — около 3%, до 8,9 трлн рублей. Это заметно ниже прошлогодних ожиданий: по трехлетнему закону о бюджете, принятому в 2024 году, добыча и продажа углеводородов должны были бы принести казне в 2026 году почти 11 трлн рублей. Правительство вынуждено умерить свой оптимизм из-за снижения цен на нефть на фоне торговых войн и более крепкого, чем ожидалось, курса рубля.
Так, по прогнозу Минэкономразвития, баррель нефти марки Urals в 2026 году будет стоить в среднем 59 $ — примерно столько же, сколько и в 2025. При этом годом ранее в бюджет закладывали цены на уровне 70 $ в 2025 и 66 $ в 2026. Курс доллара теперь ожидается на уровне 92,2 ₽ в 2026 году с плавным ростом до 101 ₽ в 2028. Годом ранее в правительстве рассчитывали, что доллар будет стоить 100 ₽ уже в 2026 году.
Расхождение ожиданий и реальности уже привело к значительному росту дефицита бюджета по сравнению с прошлогодними прогнозами.
Как будут финансировать дефицит
Дефицит бюджета в 2026 году составит 3,8 трлн рублей. Это на 1,6 трлн больше того, что планировалось годом ранее. По отношению к ВВП дефицит составит 1,6%. Это немало, но могло бы быть еще больше, если бы правительство не решилось на рост налогов.
В 2025 году расходы превысят доходы на рекордные для России 5,7 трлн рублей. Эта сумма почти в пять раз превосходит ту, что закладывали в изначальный закон о бюджете на 2025 год. Затем в течение года плановый дефицит расширяли на фоне отстающих от плана нефтегазовых доходов. Точное значение станет известно по итогам декабря: на этот месяц обычно приходится пик бюджетных расходов.
Почти весь дефицит 2025 года покроют за счет госзаимствований. В 2026 году они также станут основным источником финансирования. В итоге за два года объем российского государственного долга увеличится с 29 до 43,7 трлн рублей и составит 18,6% ВВП. А в 2028 году госдолг приблизится к 54 трлн рублей, или 19,5% ВВП.
При этом Минфин планирует беречь резервы в составе ФНБ и даже намерен их пополнять. Ожидается, что размер фонда вырастет с 11,9 трлн рублей в 2025 году до 13,6 трлн в 2028.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
