Марс — один из ближайших соседей Земли и самая изученная планета в Солнечной системе. К нему уже несколько десятилетий отправляют космические корабли с марсоходами и спутниками, однако люди так и не смогли ступить на поверхность Красной планеты. Разбираемся, в чем сложности путешествия на Марс.
Зачем людям на Марс
Марс является одной из самых потенциально пригодных планет для теоретической колонизации человеком. Во-первых, он находится достаточно близко к Земле, а значит, в будущем до него будет легче добраться. Во-вторых, в отличие от других соседей, на Марсе относительно пригодные для жизни условия: там нет экстремально высоких температур, как на Венере или Меркурии, а также есть атмосфера, в отличие от Луны.
Впервые технический анализ пилотируемой экспедиции на Красную планету провел немецкий, а позже американский конструктор ракетно-космической техники и один из основоположников ракетостроения Вернер фон Браун. Текст был опубликован в виде книги «Проект Марс» в Западной Германии в 1952 г., а затем в США на английском языке в 1953 г.
У землян есть несколько причин, чтобы полететь на Марс и колонизировать планету:
• Создание постоянной базы для исследований
Причем речь идет не только о самой планете, но и о ее спутниках — Деймосе и Фобосе. Кроме того, в перспективе Марс может стать отправной точкой для колонизации пояса астероидов, в том числе и для добычи полезных ископаемых на них.
• Промышленная добыча
На самом Марсе тоже может быть много ресурсов. Так, по оценкам ученых, марсианская земля богата месторождениями меди, урана, золота, вольфрама, железа, алюминия и т.д. К тому же, на планете нет биосферы, а значит вред экологии, как на Земле, нанести невозможно. Поэтому для вскрытия рудных залежей можно будет использовать термоядерные заряды.
• Создание «колыбели человечества»
Речь идет о месте, где люди смогли бы укрыться в случае глобального катаклизма на родной планете. Другими словами, в теории может быть построен большой жилой комплекс для жителей Земли.
Стоит отметить, что есть факторы, которые значительно упрощают колонизацию. В частности, марсианские сутки — солы — очень близки к земным и составляют 24 часа 39 минут и 35,2 секунды. Также на Красной планете существует сезонность, а еще у нее есть атмосфера, которая хоть и составляет 0,7% от земной, но все-таки дает защиту от солнечной и космической радиации. А еще на Марсе есть вода в виде залежей водяного льда.
Так в чем сложности?
В фильме «Марсианин» люди освоили полеты на Марс, экспедиции туда стали обычным делом, а главный герой хоть и застрял на планете, но смог прожить там полтора года. В реальности на данный момент все это — абсолютная фантастика, поскольку существует большое количество пока еще нерешенных для такого полета задач:
• Сам полет
Землю и Марс разделяет огромное расстояние — около 55 млн километров, и это минимум. В какие-то моменты оно может достигать 400 млн. Дело в том, что обе планеты вращаются вокруг Солнца на разных скоростях и расстояниях, поэтому существуют более благоприятные периоды, которые обычно случаются раз в 26 месяцев. То есть если пропустить лучшее время для старта, следующего придется ждать дольше двух лет.
Кроме того, есть проблема с тем, как именно преодолевать такое расстояние. По оценкам инженеров, полет только в один конец должен занять от 6 до 9 месяцев. И тут встает вопрос о загруженности космического корабля. Сегодня люди запускают космические аппараты в космос на ракетном топливе. И для вывода на орбиту этого достаточно. Однако для длительного путешествия в сторону Марса понадобится огромное количество места только для топлива, чтобы просто долететь. Другой способ — использовать ядерные или ядерно-электрические двигатели, однако человечество пока не освоило такие технологии.
Если учитывать, что астронавты вернутся на Землю, то, по самым оптимистичным расчетам, одна такая миссия займет от двух до трех лет, что тоже является проблемой, поскольку это увеличивает объем продовольствия, который придется погрузить на корабль.
• Опасность для экипажа
Люди еще ни разу не находились в космосе так долго и так далеко одновременно. И самая главная проблема здесь — радиация, которая обрушится на космонавтов, как только они выйдут за пределы магнитного поля Земли.
Есть два типа радиации: неуловимые для средств защиты галактические космические лучи и энергия вспышек от Солнца, выбросы которой могут убить человека за несколько часов.
Чтобы избежать негативных последствий, корабль должен быть оборудован специальной защитой, что значительно усложняет его конструкцию.
Помимо этого, не до конца изучены последствия пребывания астронавтов в невесомости в течение длительного времени. Однако уже сейчас ученые знают, что микрогравитация вызывает атрофию мышц и костей, проблемы со зрением, сердечно-сосудистой системой и т.д.
А еще немаловажен психологический фактор: NASA проводит моделирование жизни на Марсе в рамках проекта CHAPEA. Осенью 2025 г. ученые анонсировали вторую программу симуляции, в рамках которой пять добровольцев в течение 378 дней будут жить и работать в условиях, максимально приближенным к тем, с которыми людям придется столкнуться во время реальной экспедиции на красную планету. Одна из основных задач — понять, смогут ли люди успешно выполнять миссию при ограниченных ресурсах и изоляции.
• Технические трудности
Даже если астронавтам удастся долететь до Марса, трудности на этом не закончатся. Первая проблема — это посадка. Дело в том, что атмосфера на планете слишком разряжена, в результате скорость не удастся погасить даже с помощью парашютов, как на Земле, зато такой быстрый спуск создаст экстремальный перегрев. Это ставит перед инженерами задачу спроектировать корабль так, чтобы его получилось замедлить и охладить одновременно.
Вторая проблема — взлет с Марса. Необходимо заранее позаботиться о топливе для обратной дороги, поскольку корабль не сможет взять его с собой с Земли. Это значит, что оно должно быть либо заранее направлено на Красную планету, либо произведено из марсианских ресурсов.
Технологии по добыче местных материалов на других планетах называется ISRU — In-Situ Resource Utilization. В частности, устройство MOXIE, которое сейчас проходит испытания, может перерабатывать углекислый газ в жидкий кислород. Его можно будет использовать для производства топлива.
Помимо этого, все системы на протяжении всей миссии должны работать безотказно, поскольку поломка на пути к Марсу — это катастрофа. Люди не смогут отправить на корабль дополнительные детали или же развернуть корабль обратно к Земле.
А еще миссия на Марс абсолютно точно будет самой дорогой из всех космических экспедиций в истории, поэтому далеко не каждое агентство на нее решится.
Кто хочет полететь
Несмотря на то, что отправить людей на Марс невероятно сложно, компании и космические агентства хотят сделать это в ближайшие десятилетия.
• SpaceX Илона Маска
Основатель компании еще в 2002 г. заявил, что глобальная цель SpaceX — заселить другие планеты, а все остальные действия — лишь этапы на пути решения этой задачи. Илон Маск считает, что человека нужно не просто направить на Марс, а создать там целый город, который в перспективе станет местом для выживания человечества.
Именно для этого инженеры компании уже несколько лет проектируют и испытывают многоразовую сверхтяжелую ракету-носитель Starship, которая предназначена не только для доставки грузов на околоземную орбиту, но также и для путешествий на другие планеты, в том числе и Марс.
Так, уже в 2026–2028 гг. компания планирует отправить на Красную планету беспилотные корабли и миссию с человекоподобным роботом Optimus, чтобы начать развертывать инфраструктуру. Если все пройдет хорошо, то уже в 2029–2031 гг. на Марс могут высадиться первые астронавты, а к 2033 г. за пределами Земли начнется добыча ресурсов и полноценное строительство марсианского города.
При этом, по словам Маска, первые люди, которые отправятся в эту экспедицию, на Землю уже не вернутся.
• NASA
Государственное космическое агентство США также работает над пилотируемой миссией к Марсу. При этом задача осложняется тем, что Соединенные Штаты хотят не только доставить астронавтов на поверхность, но и вернуть их обратно.
Последние годы агентство больше работает над высадкой на Луну (проект «Артемида»), поскольку считает, что спутник Земли является испытательным полигоном, где сначала стоит создать устойчивое присутствие, а только потом направляться к следующему пункту назначения. Программа по отправке человека к Марсу называется «Moon to Mars». Предполагается, что люди полетят туда на корабле Orion, оборудованном жилым модулем.
Пилотируемая миссия, по планам NASA, может стартовать в конце 2030-х – начале 2040 гг.
• CNSA (Китай)
Китайское национальное космическое управление (CNSA) также собирается отправить к Марсу пилотируемую миссию к 2050 г. В течение десяти лет суммарно планируется провести пять полетов к Красной планете, чтобы в том числе создать там обитаемую базу, а также использовать ресурсы Марса для строительства и создания пригодных для жизни условий.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
