Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Статистика продаж автомобилей в Рос­сии в третьем квар­тале 2025 года » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Статистика продаж автомобилей в Рос­сии в третьем квар­тале 2025 года

30 октября 2025 Тинькофф Банк Нагель Иван

На авторынке легкая оттепель перед новыми заморозками.

Как изменились продажи

Весь третий квартал ежемесячный объем продаж новых автомобилей стабилен — на уровне 120 тысяч машин. Рынок вышел из весенней просадки, но слишком оптимистично говорить, что он восстанавливается. Общий результат за девять месяцев 2025 года — 895 тысяч автомобилей. Это на 22,4% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

В первой тройке рынка — Лада, Haval и Geely. Белорусский бренд Belgee занял четвертое место: собранный в Беларуси Geely Coolray первого поколения продают как Belgee X50 с 2024 года, а в сентябре 2025 на российском рынке появился переименованный Geely Emgrand — Belgee S50.

Автомобили Solaris закрепились в первой десятке марок и опережают GAC, Jaecoo, Exeed и Omoda. Продажи автомобилей группы брендов Chery падают, рост — только у Jetour. Объемы марки Chery тоже сокращаются — модели Tiggo 4 и Tiggo 7L начали продавать под новым брендом. Теперь это Tenet T4 и Tenet T7.

Продажи «Автоваза» в целом упали на четверть. По моделям они изменились по-разному: Гранта — минус 25%, Веста — минус 43%, почти вдвое хуже, чем в сентябре прошлого года. Искра поступила в продажу в июле, но пока ее сложно найти в автосалонах. Небольшие партии готовых машин не позволяют новинке компенсировать падение продаж остальных моделей.

Продажи новых автомобилей в третьем квартале, сравнение с прошлыми периодами

Статистика продаж автомобилей в Рос­сии в третьем квар­тале 2025 года

Как изменился рынок автокредитов

По прогнозам экспертов, во втором полугодии автокредиты должны были меньше одобрять: с 1 июля ЦБ РФ ввел макропруденциальные лимиты — гражданам с высокой долговой нагрузкой сложнее оформлять займы. Раньше такие заемщики могли составлять до половины всех клиентов. Несмотря на это, автокредитов в сентябре стало больше в количественном выражении — на 10,8% относительно августа 2025 года. Средний чек тоже вырос на 4% и составил 1,51 млн рублей. Это максимальное значение с сентября 2024 года

.

В июле продали новых легковых автомобилей на 28% больше, чем в июне, когда ключевую ставку снизили до 20%. Но ее нельзя считать основным драйвером роста — дальнейшее снижение ставки до 18% не отразилось на объемах рынка в августе и сентябре. При этом объем всех выданных населению кредитов, включая ипотеку и займы наличными, вырос на 8,7% в августе относительно июля и незначительно

​снизился в сентябре.

Доля кредитов на автомобили с пробегом уменьшается — теперь это около 20% общего объема, тогда как годом ранее она составляла 40%. Объем автокредитов на подержанные машины составил около 44 млрд рублей, на новые машины выдают почти втрое больше ссуд. За восемь месяцев 2025 года средняя ставка по кредиту на подержанный автомобиль составила 26,4%.

Разрыв между рынками растет из-за субсидирования кредитов производителем или государством. Итоговый процент по таким займам ниже ключевой ставки. Такие меры не предлагают для подержанных авто.

Как участники рынка отреагировали на новости об утильсборе

В июле глава Минпромторга Антон Алиханов сообщил, что ведомство планирует отменить льготные коэффициенты утилизационного сбора на автомобили с двигателем мощнее 160 л. с.

Автосалоны стали сокращать скидки на машины, запасы на складах дилеров снизились до 350 тысяч машин.

Новости о том, что повысят утильсбор, вызвали ажиотаж. В сентябре:

Из Японии привезли рекордные за два последних года 48,4 тысячи подержанных легковых машин. Большинство из них ввозили физические лица.
Объем импорта легковых автомобилей из Китая в сентябре тоже резко вырос и достиг 949 млн долларов.
Из Южной Кореи только за сентябрь привезли 10,7 тысячи автомобилей с пробегом — это на 3,5% больше, чем в августе. Но если сравнивать с сентябрем 2024 года, рост значительный — 68%. Обычно ввозили машины мощнее 160 л. с. Самыми популярными стали BMW, Mercedes-Benz ​и Audi .

Высокие объемы импорта премиальных автомобилей в сентябре подтверждают, что их покупатели рассчитывали на льготный утильсбор. Когда этой возможности не будет, люди не смогут привезти машины по адекватным ценам, так как себестоимость импорта автомобилей мощнее 160 л. с. резко увеличится.

Что ждет рынок в конце года

В четвертом квартале спрос на новые автомобили может кратковременно оживиться: покупатели захотят купить машины до того, как повысится утилизационный сбор и вырастет НДС.

Этот ажиотаж временно взбодрит рынок, но не остановит общее падение. С 1 октября ужесточили условия кредитования — банки будут требовать официальные документы о доходах. Получить кредит станет сложнее самозанятым и тем, кто работает неофициально.

Что в итоге

Ключевую ставку снизили, но от этого продажи новых машин не выросли пропорционально. При этом люди стали чаще брать кредиты, в том числе на автомобили. Рынок оживился из-за новостей о повышении утильсбора, но в основном за счет подержанных иномарок из-за границы.

До конца года спрос на новые машины может даже подняться. Люди хотят успеть купить автомобиль до роста цен из-за повышения утильсбора и НДС. Поэтому в январе продажи могут значительно упасть.