Азиатские тарифы на фрахт судов VLCC выросли и сейчас находятся на самом высоком уровне с момента восстановления после пандемии COVID, поскольку перегруженность китайских портов и растущий спрос на погрузку замедляют оборачиваемость флота, сокращая региональную доступность тоннажа на фоне растущего мирового спроса. Этот скачок привел к увеличению стоимости транспортировки сырой нефти из Персидского залива в Китай до 29,39 долл. США/т по состоянию на 30 октября, или 132,5 долл. США/т.
Уже после публикации котировок Platts от 29 октября китайская госкомпания разместила контракт на поставку 270 000 тонн сырой нефти из Персидского залива в Китай 16 ноября по цене 127,5. Это значительное повышение по сравнению с предыдущей оценкой Platts, которая составляла 105, опубликованной в тот же день. Аналогичные максимумы на базовых маршрутах в последний раз наблюдались в середине марта 2023 года.
Глобальный индекс VLCC Platts (GVI 7) для неэкологичных судов VLCC с содержанием серы 0,5% 29 октября оценивался в 100 610 долл. США в день. Индекс GVI 7S, который отражает экологически чистые суда VLCC, оснащенные скрубберами, оценивался в 109 072 долл. США в день на основе оценки маршрута Персидский залив — Китай от 29 октября на уровне w105.
«[Список] тоннажа достаточно плотный. Выбора [для фрахтователей] нет, Запад также весьма активен… слишком много судов перейдут на [Запад]», — сказал фрахтователь VLCC, намекая на текущую растущую конъюнктуру на фрахтовом рынке.
Источники в отрасли объяснили рост ставок на судоходство ограниченным предложением судов, поскольку в основных регионах погрузки по всему миру наблюдается рост спроса на погрузку. Эта тенденция дополнительно подтверждается недавним всплеском активности VLCC, вызванным не только ростом спроса на погрузку, но и растущей перегрузкой в китайских портах.
Сокращение поставок тоннажа
Глобальный спред между гружеными балластом танкерами VLCC вырос до 39 за неделю, начавшуюся 26 октября. Это резкий рост по сравнению с -15 неделей ранее.
Распределение груза и балласта отражает разницу между количеством груженых и балластных судов класса VLCC. Значение, близкое к нулю, указывает на увеличение количества груженых судов, что говорит о том, что больше судов перевозят груз по сравнению с теми, которые ходят порожними.
Для сравнения, 10 августа спред между гружеными и балластными судами VLCC увеличился до -131, в то время как на маршруте Персидский залив — Китай, который является бенчмарком, упал до 50, что отражало слабость рынка в тот момент. Это говорит о том, что рост числа груженых судов не привел к росту ставок на эталонном маршруте.
Перегруженность китайских портов
По словам источников на рынке, мировой флот VLCC становится все более активным, чему способствовал не только недавний рост спроса на погрузку, но и существенный рост числа стоящих на якоре VLCC в китайских портах за последний месяц.
«Количество судов класса VLCC, стоящих на якоре в китайских портах, увеличилось более чем вдвое с конца сентября по конец октября, увеличившись примерно с 10 на неделе, начинающейся 21 сентября, до рекордного с начала года показателя в 21 к неделе, начинающейся 26 октября. Эта перегруженность не позволяет загруженным судам класса VLCC вовремя завершать разгрузку и отправляться в балластные рейсы, что в конечном итоге сокращает доступный тоннаж в основных районах погрузки», — сказал Кевин Чжао, аналитик по судоходству в Commodity Insights.
Между тем несколько фрахтователей сообщили о нехватке доступного тоннажа при поиске предложений: на каждый груз, представленный к погрузке, обычно поступало всего около двух предложений. В некоторых случаях фрахтователям приходилось конкурировать за право зафрахтовать суда, что ещё раз подчёркивает напряженность на рынке VLCC.
Фрахтователь VLCC из Пекина сообщил о внезапном увеличении объёмов грузов с Ближнего Востока и из Мексиканского залива (США). По данным источника, фрахтователи сообщили, что 29 октября на рынке было около 12 партий, а в наличии было всего около 25 судов. Восстановление тоннажа идёт медленно, но появление партий способствует поддержанию позитивных настроений среди судовладельцев.
Изменение торговых потоков
Кроме того, укреплению рынка VLCC способствовали изменения в торговых потоках: ежемесячный импорт сырой нефти в Индию из США на VLCC подскочил до 464 000 баррелей в сутки в сентябре и 356 000 баррелей в сутки в августе, что представляет собой значительный рост по сравнению со среднемесячным показателем в 217 000 баррелей в сутки в период с января по август 2025 года.
Этот сдвиг привел к увеличению спроса на погрузку судов класса VLCC, поскольку большее расстояние между США и Индией обычно требует использования судов класса VLCC.
Скорость плавания замедляется
На продолжительность рейса также влияют эксплуатационные факторы, что дополнительно влияет на динамику рынка VLCC.
Средняя скорость VLCC с грузом на 38-й неделе, начавшейся 14 сентября, составляла около 12,4 узлов, но к 43-й неделе, начавшейся 20 октября, снизилась примерно до 12,1 узла. Хотя это может показаться незначительным изменением, оно приводит к значительному увеличению продолжительности рейса. Например, рейс из Рас-Танура в Нинбо займёт около 19,32 суток при скорости 12,4 узла по сравнению с 19,80 суток при скорости 12,1 узла, что составляет разницу в 0,48 суток. Увеличение времени в пути способствует общему спросу на суда класса VLCC, поскольку графики перевозок становятся всё более плотными.
Подготовлено ProFinance.ru по материалам S&P Global.
