За первое полугодие компания $EUTR нарастила прибыль и порадовала акционеров дивидендами. Но за этой картиной – отрицательный денежный поток, рост долгов, (возможно) обесцененные в будущем запасы и масса других вопросов. Ниже – взгляд на МСФО за I полугодие 2025 г. и то, что скрыто между строк.
✔️ Финансовые итоги: ⚫️ Выручка: +30,2% г/г, до 107,1 млрд ₽; ⚫️ Чистая прибыль: +45%, до 3,23 млрд ₽; ⚫️ EBITDA: +49,4%, до 10,6 млрд ₽; ⚫️ Рентабельность по EBITDA: выросла с 8,6% до 9,9%; ⚫️ Чистый долг / EBITDA: снизился с 2,6х до 1,79х.
🥲 Все радуются...Но за фасадом – следующие риски: 💭 Эффект «бумажного» операционного рычага Основной рост выручки пришёлся на оптовый сегмент, тогда как розница остаётся слабой. В таких условиях рост EBITDA может быть следствием объёмного оборота, а не улучшения маржинальности. Особенно если среди контрагентов – внутригрупповые структуры. Это может искажать восприятие операционной эффективности. Нужна прозрачность со стороны компании.
💸 Свободный денежный поток в минусе Несмотря на прибыль, компания не генерирует живые деньги. Операционный поток – 1,91 млрд ₽, инвестиции – 8,36 млрд ₽. FCF – около минус 6,6 млрд ₽. По сути, «Евротранс» тратит более 1 млрд ₽ в месяц сверх заработанного, покрывая разницу долгами. Это не соответствует образу устойчивого бизнеса.
🪙 Дивиденды за счёт долгов При минимальных остатках на счетах и отрицательном FCF компания продолжает платить дивиденды: почти 1,8 млрд ₽ за полугодие, + 8,18 ₽ на акцию в октябре. На конец июня – всего 222 млн ₽ на счетах, при этом заёмных средств за тот же период – 20+ млрд ₽. Деньги пошли не на развитие, а на дивиденды, рефинансирование долгов и топливо. То есть выплаты – за счёт новых заимствований. Это сигнал к слабости финансовой модели.
⛽ Рост запасов топлива Товарные запасы выросли на 7,13 млрд ₽ – почти на величину отрицательного FCF. Вероятно, часть дефицита кэша – закупка топлива, пока не реализованного. Если оно закупалось по пиковым ценам (бензин +40 % с начала года) – при снижении цен возможна переоценка и убытки. Кроме того, это замороженные средства. Неясно и влияние атак на НПЗ – в регионах пишут о проблемах.
⚠️ Высокая долговая нагрузка На 30.06.2025 долг – 36,8 млрд ₽ (17,85 – краткосрочный, 18,95 – долгосрочный). На счетах всего – 222 млн ₽. Чистый долг – 36,6 млрд ₽, это почти вдвое больше капитализации (19,7 млрд ₽). Такая нагрузка рискованна сама по себе, а учитывая, что значительная часть долга – облигации с жёсткими условиями = положение особенно уязвимо.
⬆️ Рост дебиторки и качество выручки Дебиторка выросла почти на 6 млрд ₽, а резервы на потери – лишь 56 млн ₽. Это значит, что компания практически не учитывает риск неплатежей, хотя часть выручки ещё не поступила. В 2024 году 1,7 млрд ₽ приходилось на сделки со связанными сторонами, а сейчас они не раскрываются. Это вызывает вопросы к оборачиваемости и качеству выручки.
👔 Приоритеты менеджмента Вознаграждение топ-менеджменту выросло в 4 раза – с 4,9 до 17,9 млн ₽. Члены совета директоров получили ещё 33,6 млн ₽. Всё это – на фоне отрицательного FCF, растущих долгов и слабого роста розницы (всего 3 новые АЗС). Приоритеты менеджмента выглядят смещёнными в сторону текущей выгоды, а не развития.
💻 Рост НМА без роста бизнеса На балансе – 3,57 млрд ₽ нематериальных активов, из них 1,95 млрд ₽ – незавершённые вложения, в основном в ПО. При этом бизнес особо не растёт. Рост НМА пришёлся на период после IPO – и это вызывает вопросы.
✅ Вывод: Если менеджмент вырулит – добьётся положительного FCF и подтвердит устойчивость бизнес-модели – переоценка теоретически возможна. Но пока это выглядит как очень неопределённый сценарий.
👨🏻🎓Входить в такую историю сейчас – решение КРАЙНЕ сомнительное.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
