Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Авторынок в ожидании. Как новый утильсбор повлияет на продажи машин в России? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Авторынок в ожидании. Как новый утильсбор повлияет на продажи машин в России?

6 ноября 2025 Финам Поздеева Екатерина

С 1 декабря в России вступают в силу новые правила расчета утильсбора. Эксперты отмечают, что грядущее повышение налога спровоцировало волну оживления на авторынке. Россияне стремятся приобрести машины по старым правилам. Так, глава «Автостата» Сергей Целиков отмечает, что по итогам октября 2025-го продажи новых авто достигнут 150-160 тыс., что на 25-30% больше, чем среднемесячное значение в третьем квартале. И на 60-70% больше средних месячных значений первого полугодия.

Finam.ru рассказывает, как утильсбор повлияет на продажи и стоимость машин, и что ждет авторынок в 2025-ом и 2026 годах.

Дорогие автокредиты и повышение утильсбора давят на рынок
С 1 декабря 2025 года в России изменятся правила утилизационного сбора, который обязательно взимается для оплаты будущей утилизации машины при ввозе ее в Россию, а также при производстве внутри страны. Согласно Минпромторгу, при новом расчете будут учитываться объём двигателя, его мощность, возраст и экологичность. Для автомобилей мощнее 160 лошадиных сил ставки утилизационного сбора увеличатся в десятки раз. Владельцам мощных иномарок придется платить сотни тысяч или даже миллионы рублей утилизационного сбора.

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент», отмечает, что новые правила утилизационного сбора особенно повлияют на сегмент автомобилей стоимостью 2-6 млн рублей. По словам эксперта, это один из наиболее востребованных сегментов авторынка и его возможное сокращение из-за утильсбора может привести к снижению продаж автомобилей в целом. Как подчеркивает аналитик, изменение исчисления утилизационного сбора, которое введут за месяц до 2026 года, вряд ли существенно скажется на продажах автомобилей за текущий год.

Как пишет Сергей Целиков в своем Telegram-канале, за 43 недели 2025 года было реализовано 1 млн 34,5 тысячи новых легковых автомобилей. Эксперт подчеркивает, что текущий рост - всего лишь восстановление после провала. По его мнению, в перспективе рынок еще столкнется как с существенными месячными просадками, так и с неожиданными всплесками продаж.

Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global, подчеркивает, что по сравнению с прошлым годом продажи новых легковых машин в октябре просели. “Автостат” оценивает их объем около 160 тыс. штук. Это на 6,5% меньше, чем в октябре 2024 года, когда было продано 171,2 тыс. авто. За январь — сентябрь 2025 года рынок упал на 22,4% г/г, до 895,9 тыс. В сентябре было реализовано на 18,7% меньше легковых авто, чем в аналогичном периоде прошлого года, 122,7 тыс.

По словам Чернова, в целом тенденция с лета не меняется и спрос стянут в нижний ценовой сегмент, а общую структуру рынка вытягивают семейные модели и кроссоверы локальной сборки. В первую очередь продажи легковых авто в России сдерживает утильсбор и дорогое автокредитование. Коэффициенты утильсбора были повышены в 2024 году, что заметно увеличило разовые платежи при выпуске и ввозе.

Кроме того, ключевая ставка в России в 2025 году все еще слишком высока, и даже после ее снижения до 16,5% ставки по автокредиту для массового клиента держаться в районе 19–24%. Для примера, при кредите в 1,8 млн рублей на 5 лет под 22% годовых ежемесячный платеж составит около 50 тыс. рублей, а переплата по итогу около 1,18 млн рублей. При 24% годовых переплата уже около 1,31 млн, что гасит не только спонтанный спрос, но и откладывает запланированные покупки.

Какие еще факторы будут влиять на стоимость авто?
На продажи авто в России влияет совокупность факторов. По словам Дмитрия Баранова, они зависят от того, как будет развиваться экономика, ситуации с доходами потребителей, курсов валют. Если после изменения утилизационного сбора в декабре 2025 года в дальнейшем его не будут изменять, то его влияние на авторынок в 2026 году может быть постепенно нивелировано.

Эксперт подчеркивает, что объём продаж также будет зависеть от действий государства на автомобильном рынке, будут ли введены новые или пересчитаны действующие налоги. Важен размер ключевой ставки, уровень инфляции, другие макроэкономические факторы. Имеет значение и то, сохранится ли доступность кредитования и лизинга, не будут ли ужесточены их условия. Сохраняются геополитические риски, есть угроза введения новых внешних ограничений, это также может повлиять на автомобильный рынок.

«Безусловно и то, как изменятся предпочтения покупателей, станут ли они выбирать менее мощные автомобили после изменения утилизационного сбора. Так что как будет складываться ситуация с продажами - сказать трудно, пока лишь можно констатировать, что автомобильный рынок страны сохранится, на нём по-прежнему будут продавать и покупать автомобили», - резюмирует эксперт.

Что ждет авторынок в 2025 и 2026 годах?
Несмотря на большую долю неопределенности на рынке, прогнозы по продажам новых авто в России уже есть. По оценке Баранова, в 2025 году они могут составить 1,26-1,31 млн штук, такой результат может быть на 20-23% меньше, чем в прошлом году, когда было продано 1,65 млн штук. Продажи новых автомобилей в 2026 году могут составить 1,38-1,45 млн, что на 6-11% может быть больше, чем прогноз продаж в 2025 году.

Сергей Целиков отмечает, что при сохранении текущих трендов по итогам 2025 года можно ожидать уровня чуть выше 1,3 млн единиц. Соответственно, получим годовую динамику минус 15-17%.

Владимир Чернов считает, что рынок стабилизируется, но нарастить объемы продаж легковых авто без снижения стоимости кредитования будет сложно. По оценке эксперта, на конец 2025 года можно прогнозировать продажи 1,28–1,33 млн новых легковых авто при умеренно сильных ноябре и декабре за счет отложенного спроса и желании успеть завершить покупки до очередного повышения утильсбора.

На этом же фоне, по мнению аналитика, в январе–феврале 2026 года возможна просадка в объемах продаж из-за перемещения сделок на декабрь и индексации утильсбора, но во втором полугодии при дальнейшем ожидаемом снижении ставок кредит станет доступнее.

«Базовый сценарий на 2026 год — 1,35–1,45 млн штук при постепенном смягчении денежно-кредитной политики Банка России и сохранении локальной сборки. Негативный сценарий указывает на снижение объемов продаж до 1,2–1,3 млн при задержке снижения ставок и новом удорожании импорта», — поясняет Чернов.