Глава Tesla Илон Маск наконец получил “благословление” от акционеров компании. Ему одобрили вознаграждение в размере до 1 трлн долларов - такой щедрости в мире до сих пор не удостаивался ни один генеральный директор. Даже по меркам Кремниевой долины это прецедент. Некоторые уже назвали оплату труда главы Tesla сравнимой с национальным бюджетом какой-нибудь страны. Его состояние действительно может превысить текущий ВВП всех стран, за исключением семи.
“Это не просто новая глава для Tesla, это новая книга”, - цитирует Маска Bloomberg.
С таким “багажом денег” Маску, возможно, удастся и дальше прочно удерживаться у руля компании, которую он сам же и создал, и даже достичь новых карьерных высот. Акционеры, по сути, заключили с ним сделку: триллион долларов в обмен на воплощение мечтаний о роботакси, человекоподобных роботах и рыночной капитализации в 8,5 трлн долларов, в шесть раз превышающей текущий размер Tesla.
Именно этого ждут от него те обладатели 75% голосующих акций, которые на этой неделе и одобрили Маску пакет вознаграждения. Они также поставили и другие условия - достижение следующих показателей в ближайшее десятилетие: скорректированная EBITDA примерно в 400 млрд долларов; продажа 20 млн автомобилей; запуск миллиона роботакси и роботов Optimus.
Если Маск справится с поставленными задачами, то это увеличит его долю акций примерно с 15% до 25%, что позволит ему укрепить контроль в компании и усилить свое влияние, к которому он давно стремился.
“Если мы построим эту армию роботов, буду ли я иметь хотя бы сильное влияние на эту армию роботов? - так Quartz цитирует Маска. Также известный бизнесмен заверил, что справится с возложенными на него задачами. По его словам, которые приводит агентство Bloomberg, гуманоидный робот Tesla будет выполнять не только простые задачи, например, раздачу конфет, но и хирургические операции с “запредельной” точностью.
Среди прочего он также пообещал, что автомобильный бизнес Tesla, продажи которого падают второй год подряд, увеличит производство примерно на 50% к концу 2026 года. И “вишенка на торте” - Маск предсказал, что робот Tesla под названием Optimus и его транспортные средства “сыграют важную роль” в создании баз на Луне и Марсе. “Это будет что-то крутое, луноход нового уровня или марсоход”, - сказал 54-летний предприниматель.
Вообще у Маска ушло несколько месяцев на то, чтобы добиться такой оплаты труда за эти обещания. И для него это не только награда, но и необходимость. Это плата за то, чтобы Маск полностью отдался работе в компании, которая носит его имя.
Те, кто поддерживал в этом Маска, говорили, что он - само воплощение видения будущего Tesla и, по сути, “ее главный актив”. Они также боялись, что в случае отказа Маск, оставшись без мотивации, может покинуть компанию в решающий для нее момент, когда происходит революция искусственного интеллекта.
Но противники Маска приводили свои доводы. Они утверждали, что Маск годами обещал Tesla ИИ-переворот - роботакси, человекоподобных сотрудников, автомобили, которые ездят сами, пока их владельцы спят, но по итогу ничего стоящего не получилось. Например, роботакси Маск представил только в 2024 году, и результат не совпал с тем, что он обещал несколькими годами ранее.
“В следующем году у нас наверняка будет более миллиона роботакси на дорогах”, - говорил он еще в 2019 году. Но даже в 2025 году у Tesla есть лишь небольшой пилотный парк роботакси, проезжающий по Остину под наблюдением человека.
Столь же оптимистичным Маск был и в отношении Optimus, гуманоидного робота, впервые представленного в 2022 году, который теперь выполняет рутинные заводские задачи, но пока не выходит за их рамки. В прошлом году Маск заявил, что Tesla может начать продавать Optimus к концу 2025 года. И опять этот срок не выдержал проверку временем. В типичной для Маска манере он уже прогнозировал, что производство Optimus станет “крупнее, чем сам автомобильный бизнес”. Но, несмотря на все разговоры, будущее компании по-прежнему упорно остается за ручным управлением.
Все это не может не разочаровывать инвесторов, хотя Маск продолжает настаивать на том, что уделяет Tesla свое бесценное внимание. Но пока он только говорит, самой Tesla приходится платить ему все больше, чтобы конкурировать за него.
С таким положением дел, в частности, не согласны Норвежский фонд благосостояния - девятый по величине акционер Tesla (1,6 трлн долларов под управлением), крупнейший государственный пенсионный фонд США California Public Employees' Retirement System (Calpers) и Пенсионный фонд штата Нью-Йорк. Все они выступили против вознаграждения Маска, опасаясь, что такой пакет еще больше сосредоточит власть в руках одного акционера.
Но голосов инакомыслящих так и не услышали. Совет директоров Tesla, который, по мнению некоторых, работает на автопилоте, в значительной степени подчиняется прихотям руководителя.
“Люди не могут позволить себе аренду, не могут позволить себе медицинское обслуживание, не могут позволить себе продукты, не могут позволить себе достойную пенсию. И речь идет об одном человеке, который и без того владеет большим состоянием, а теперь становится еще богаче”, - сказал Bloomberg возмущенный сенатор от Вермонта Берни Сандерс.
Возможно, повлиять на ситуацию удастся суду, как это уже бывало в прошлом. В 2024 году судья в штате Делавэр признала решение совета выплатить Маску почти 56 млрд долларов недействительным, назвав его “глубокого порочным”. Также в ходе тех слушаний выявилось, что акционеры, которые одобрили предыдущий пакет вознаграждения, не были в полной мере информированы о вопросе голосования.
Маск тогда извлек урок и “перевез” Tesla в Техас, штат, где нет таких “строгих законов”. Изменились и правила в самой компании - теперь только инвесторы, владеющие не менее 3% акций компании, могут подавать иски от ее имени. Остальным недовольным придется писать свои гневные посты только в соцсетях и “голосовать ногами”, то есть уходить к конкурентам.
Также можно предположить, что данное голосование не столько про деньги, а про власть. И здесь возникает у многих вопрос, а что именно Маск планирует построить, используя этот контроль? И на что способен человек, который может стать первым в мире триллионером, при том, что состояние Маска на сегодняшний день составляет уже 475 млрд долларов? Это больше, чем у кого-либо в мире, и, конечно, больше, чем кто-либо может потратить.
По правде говоря, Маску не хватило бы жизни, чтобы потратить триллион долларов. Согласно расчетам обозревателя KRWG Джерри Пачеко, на которые ссылается CNN, на это ушло бы 792,5 года.
И все же на эти деньги глава Tesla может скупить все автомобили США, выпущенные в этом году, сотни самых высоких небоскребов во всем мире, тысячи яхт, как у бывшего руководителя Amazon Джеффа Безоса, а также самых современных круизных лайнеров, а еще каждый дом на Гавайях, ExxonMobil, Chevron, ConocoPhillips и даже Швейцарию (если это вообще возможно). Но даже после этого у него еще останется много денег, которые он мог бы как сдачу раздать жителям США.
“При этом государственный долг США составляет 38 трлн долларов, о котором экономисты говорят уже много лет. Но этот гигантский госдолг - всего 38 потенциальных Илонов Масков. Эх, уверены, американцы это потянут”, - иронизирует телеканал CNN.
Но здесь уже не до смеха: кто на самом деле обладает большей властью - государственные институты или частный капитал, сконцентрированный в руках одного человека, чьи амбиции не знают границ?
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
