Устойчивость экономики США в этом году во многом обеспечивается расходами самых богатых американцев, тогда как семьи с низким и средним доходом все больше вынуждены экономить из-за роста цен, сокращений и слабого рынка труда. Такая зависимость от узкой прослойки обеспеченных граждан делает экономику уязвимой: если поддержка "верхушки" ослабнет, риски рецессии возрастут. О скрытых угрозах и растущем неравенстве — в материале Bloomberg.
Удивительная устойчивость экономики США в этом году скрывает глубинную слабость домохозяйств с низким и средним уровнем дохода, поскольку движущей силой роста продолжают выступать американцы с более высокими доходами.
Эта дихотомия между имущими и неимущими не нова, но экономическая нагрузка теперь переносится с самых низкооплачиваемых слоев населения на средний класс, создавая еще более резкий разрыв, который, по словам некоторых экономистов, делает экономику более подверженной спаду.
На 10% самых богатых домохозяйств приходится почти половина всех расходов США благодаря росту фондового рынка, который в этом году способствовал росту благосостояния и, как следствие, экономическому росту. Тем временем, семьи с низким доходом сокращают расходы в условиях ограниченного бюджета, по-прежнему высокой стоимости жизни и массовых увольнений в корпорациях.
Руководители таких компаний, как Chipotle Mexican Grill Inc., Hilton Worldwide Holdings Inc. и Ethan Allen Interiors Inc., отметили эту тенденцию в ходе недавних телеконференций, посвященных финансовым результатам, а председатель Федеральной резервной системы Джером Пауэлл заявил, что чиновники внимательно следят за признаками расслоения экономики после того, как центральный банк снизил процентные ставки на прошлой неделе.
«Мне кажется, что наша экономика сегодня напоминает башню Дженга с перекошенной верхней частью», - сказал Питер Этуотер, экономист, который в 2020 году популяризировал идею «К-образной» экономики, где состоятельные люди идут на подъем, а менее удачливые продолжают падать.
В популярной игре «Дженга» деревянные бруски складываются в башню, а затем игроки аккуратно вытаскивают их из стопки, пока башня не станет слишком неустойчивой и не рухнет. Эта отсылка уместна, поскольку фондовый рынок стремительно растёт к новым максимумам, несмотря на замедление найма и постепенное сокращение рабочих мест.
Хотя высокие темпы роста удивили экономистов, особенно на фоне существенных изменений в политике администрации Трампа, расхождение в расходах — когда все меньшая группа людей поддерживает экономику — усиливает опасения, что США становятся подвержены более выраженному замедлению.
«Это делает экономику крайне уязвимой, если что-то пойдет не так для домохозяйств с высоким доходом и высоким собственным капиталом», - сказал Марк Занди, главный экономист Moody's Analytics.
Спад на фондовом рынке «выбьет почву из-под ног у домохозяйств с высоким доходом — последней опоры экономики — и повысит риски рецессии», - добавил он.
Экономисты, недавно опрошенные Bloomberg, не предвидят спада и не прогнозируют значительного роста уровня безработицы по сравнению с его нынешним низким уровнем. Однако американцы с низким и средним уровнем дохода испытывают всё большее напряжение.
По данным Moody's Analytics, в то время как на пятую часть самых высокооплачиваемых людей сейчас приходится почти две трети расходов — рекордный показатель, — на долю 80% самых бедных, которые до пандемии составляли почти 42% расходов, сейчас приходится всего 37% от них. Покупатели с низким и средним доходом тратят меньше на различные товары, такие как одежда и игрушки, особенно после объявления о введении пошлин в начале этого года, свидетельствуют данные исследовательской компании Circana.
По данным кредитной компании TransUnion, выплаты по студенческим кредитам возобновились, а число заёмщиков с низким уровнем кредитования растёт. Опасения по поводу инфляции, особенно в отношении предметов первой необходимости, таких как аренда жилья и продукты питания, сохраняются, наряду с замедлением роста заработной платы, вялым наймом и увеличением увольнений. Кроме того, локдаун усугубил положение миллионов людей, вызвав перебои в получении продовольственной помощи и услуг по уходу за детьми, а также резкий рост страховых взносов на медицинское страхование.
Между тем, высший эшелон общества становится богаче благодаря росту фондового рынка и стоимости жилья. Люди, которые не владеют этими активами, не смогли воспользоваться их резким повышением, которое помогло компенсировать инфляцию в других странах.
«Для тех, кто оказался на дне, многие вещи, которые когда-то считались частью американской мечты, стали недоступными, - сказал Этуотер. - Они не просто недоступны, они недостижимы».
Компании замечают изменения в покупательских привычках. Сеть продуктовых магазинов Kroger Co. заявила в сентябре, что покупатели с низким и средним доходом чаще пользуются купонами, выбирают более дешёвые бренды и реже ходят в рестораны. Более обеспеченные потребители покупают большие упаковки, в то время как те, кто живёт от зарплаты до зарплаты, гонятся за скидками, сообщила Procter & Gamble Co. в прошлом месяце.
Компания O'Reilly Automotive Inc. обнаружила, что её клиенты, предпочитающие делать ремонт самостоятельно, откладывают крупные ремонтные работы. Даже Apple Inc., которая долгое время отдавала предпочтение премиальным устройствам с высокой рентабельностью, меняет свою позицию и разрабатывает недорогие ноутбуки.
Президент Федерального резервного банка Атланты Рафаэль Бостик на прошлой неделе отметил, что некоторые люди переходят с капсул стирального порошка в порционных упаковках на порошок или жидкость, которые можно дозировать в меньших количествах. Однако он предупредил, что, несмотря на изменения в потреблении, компании, похоже, пока не особенно обеспокоены.
«Наши оценки настроений руководителей бизнеса говорят нам, что, по их мнению, дела идут немного медленнее», - сказал Бостик. «Но "медленнее" не обязательно означает "слабый", "несуществующий" или "вызывающий беспокойство". Мы не слышим резких высказываний».
Нет ничего необычного в том, что в расходах наблюдается некоторая дихотомия, и малообеспеченные группы населения всегда более чувствительны к росту цен. На этот раз отличие заключается в том, что потребители со средним доходом сокращают расходы, в основном из-за плохих ожиданий, тогда как исторически этого не происходило до массовых сокращений рабочих мест, отметил Майкл Скорделес, руководитель отдела экономики США в Truist Advisory Services Inc.
Хотя стоимость жизни растёт не так быстро, как в 2022 году, потребительские цены всё ещё выше на 27% с начала пандемии. Эта психология инфляции оставила после себя «шрамы» и привела к избирательности в тратах, отметил Скорделес.
Сейчас риск заключается в том, что то, что можно было бы считать «естественным» уровнем неравенства, перерастет во что-то «экстремальное» и сделает экономику в целом более уязвимой для давления, написала в прошлом месяце в своей записке для клиентов Дайан Свонк, главный экономист KPMG.
«Это порождает недовольство, социальные волнения и скорее разрушает, чем способствует росту», - сказала она.
http://www.bloomberg.com/ Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
