Руководитель Федеральной налоговой службы России Даниил Егоров дал интервью «Ведомостям».
Он рассказал, как лояльность налогоплательщиков облегчает работу ФНС, можно ли обелить рынок аренды квартир и как маркетплейсы меняют налоговую систему.
Мы выбрали главное из интервью.
Необходимость налоговых реформ из-за маркетплейсов
Егоров считает, что в России придется реформировать налоговое законодательство из-за маркетплейсов. Это касается даже не налогообложения самих площадок как таковых — в стране меняется модель занятости, подчеркнул глава ФНС. «Квалификация налогообложения, что является трудом, а что — бизнес-заработком, с моей точки зрения, это устаревший подход. Нам, скорее всего, придется искать какие-то новые основы для расчета, а не задаваться вопросами: „Вы в отпуск ходите? Тогда страховые взносы. А, не ходите? Тогда упрощенка или самозанятый. А вы подчинены правилам рабочего дня или нет?“ Явно происходит трансформация, на которую нужно будет отвечать, и простых ответов тут нет», — заявил Егоров.
Можно ли обелить рынок аренды квартир
Появление самозанятости уже частично помогло обелить рынок аренды квартир: владельцы жилья платят «удобный» налог в 4%, сказал Егоров. При этом он отметил, что пока окончательное решение не удалось найти ни в одной стране мира. Появились платформы по сдаче жилья, которые начали собирать данные, полезные для налоговой. Но это не решает проблему.
Второе возможное решение — введение налоговых вычетов для арендаторов. В таком случае возникнет конфликт продавца и покупателя: если продавец не хочет легальных документов, то покупатель не может заявить вычеты. По мнению Егорова, это не сработает на 100%, но будет зависеть от объема вычета и потерь для одной и другой стороны. «Часть арендодателей уйдет в легальность, часть арендаторов получит торговую позицию, чтобы торговаться с продавцом, чтобы ему дешевле было, а часть ухмыльнется и будет работать как раньше», — пояснил он.
Борьба с «бумажным» НДС
В НДС-обороте есть значение налогового разрыва — это несоответствие данных по сделке об уплаченном налоге у поставщика и поставленном к вычету НДС у покупателя. По словам Егорова, сейчас налоговые разрывы составляют меньше 1% — примерно 0,55%. «Как будто очень мало. Но в абсолютных цифрах это несколько сотен миллиардов рублей. Конечно, мы не можем это игнорировать. Если мы не будем с этим ничего делать, то показатель вырастет», — рассказал глава ФНС.
«Бумажный» НДС получил такую характеристику потому, что по бумагам сделка прошла, а деньги не перевели, пояснил Егоров. «Есть ребята, которые эти бумаги генерят, но ответственности никакой не несут. Теперь этот термин рассматривается и в уголовной плоскости», — подчеркнул он.
Налоговое сотрудничество со странами БРИКС
После 2022 года, когда европейские страны перестали обмениваться информацией с ФНС России, ведомство начало активно сотрудничать со странами СНГ и БРИКС. В 2024 году, по словам Егорова, благодаря проекту технологического содействия в Киргизии на 47% выросли поступления по НДС. В Таджикистане в 2025 году завершили аналогичный проект. ФНС России продолжит сопровождать цифровые решения в этих странах, анализируя эффективность.
В 2025 году провели пилотный обмен запросами бизнеса между налоговыми службами России, Бразилии, Китая и Индии. В 2026 году стартует совместная программа обучения для сотрудников налоговых служб стран БРИКС. ФНС России взяла на себя задачу сформировать базу знаний с актуальными материалами по налоговым системам, ведению бизнеса и каналам коммуникации для иностранных плательщиков в странах объединения.
Лояльность налогоплательщиков
Эмоции и отношение общества имеют огромное значение в случае с уплатой налогов, считает Егоров. Он уверен, что траты полученных государством налогов имеют значение в целях налогового администрирования: если люди понимают, что их деньги рачительно расходуются, это повышает их налоговую лояльность. А лояльность налогоплательщиков снимает нагрузку с ФНС.
«Если вы искренне считаете: „Очень хорошо, я заплатил налоги, и я вижу, на что, например, в Москве они идут. Мне это нравится, и за мной не нужно гоняться и пытаться убедить, что надо заплатить налоги”, — в этом случае издержки вдруг резко понижаются. И если наоборот — вы считаете, что это форма дани и нужно всячески пытаться ее избежать, вы не верите в уплату налогов, — тогда приходится тратить огромное количество ресурсов на то, чтобы обеспечить справедливость, чтобы все заплатили и из вас эту сумму добыть», — пояснил глава ФНС.
По его словам, ведомство последовательно инвестирует в то, чтобы люди более лояльно относились к уплате налогов. Дальнейшая задача — сделать процесс несложным, «чтобы не приходилось три дня, условно, ехать на оленях для уплаты налогов».
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
