После очередных санкций в октябре и сорванной встречи Трампа и Путина в Будапеште, казалось, что сторонам разговаривать особо не о чем, и новых переговоров не будет еще как минимум несколько месяцев. Однако достаточно скоро Трамп объявил о своем очередном мирном плане по Украине.
Вокруг плана возникло очень много возни — из-за обстоятельств составления (разговор Уиткоффа с Ушаковым и Дмитриевым), из-за пунктов плана (которые редактировались украинцами и европейцами), и из-за того, что до сих пор план как таковой не существует в виде сколько-нибудь оформленного документа, с которым можно было бы работать.
Мы достаточно последовательно говорим о том, что в текущем варианте этот план НЕ сработает и он требует существенной доработки, чтобы на него согласилась российская сторона. Тем не менее, текущая бурная деятельность по мирному урегулированию так и осталась очередным пшиком, если бы не одно “но” — внутриполитическая ситуация на Украине, которая в ближайшие дни развивается самым динамичным образом.
В ноябре прогремело так называемое “дело Миндича”, в рамках которого украинские антикоррупционные органы раскрыли схему, в которой участвовали люди из окружения Зеленского. С момента возникновения этого дела время начало играть против Зеленского.
Вчера Зеленский уволил главу Офиса президента Андрея Ермака, который считался одним из наиболее влиятельных людей на Украине и был по сути правой рукой Зеленского, курируя все ключевые вопросы. Отставка Ермака была вынужденной и его уход может очень сильно ослабить влияние Зеленского, превращая его в сугубо техническую фигуру.
С практической точки зрения это сильно повышает вероятность принятия Украиной российских условий мира, так как без нормально функционирующего политического аппарата Украина сопротивляться долго не сможет. Если же в обозримой перспективе уйдет и сам Зеленский (что совершенно не исключено) — то политический раздрай на Украине может принять неконтролируемый характер.
Именно это, а не бесконечный мирно-переговорный трындеж, может сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Мы скептически относимся к срокам (действительно предметные переговоры еще не начались), но можно сказать однозначно — в ноябре впервые за последние пару лет мы приближаемся к кульминации конфликта, поэтому временная рамка 9-12 месяцев до его окончания выглядит разумной.
С точки зрения рынка мы еще только в самом начале среднесрочного цикла роста — не забываем что на переговорах в первой половине года индекс Мосбиржи вырастал до 3300, а по итогам ноября мы закрылись на 2676. Даже если делать поправку на рост налогов, санкции, снижение цен на нефть и прочий негатив, то до 3100 в ближайшие пару месяцев вполне можем вырасти, что предполагает потенциал минимум +15% в среднем по Мосбирже.
Декабрь будет ключевым месяцем для рынка по трем причинам:
1. Инфляция. Это настолько же важный для рынка фактор, как и геополитическая обстановка, потому что состояние российской экономики явно намекает на важность оперативного снижения ключевой ставки. Пока что инфляционные данные располагают к тому, чтобы в декабре мы увидели снижение как минимум на 50-100 бп. Если же снижение составит бОльшую величину, то не исключен резкий скачок рынка вверх по итогам заседания ЦБ РФ.
2. Ситуация на Украине. В ближайший месяц станет ясно, какой будет новая политическая конфигурация в украинской власти, что позволит более конкретно обсуждать возможные сценарии дальенйшего развития событий.
3. Курс рубля. Метаморфозы с динамикой рубля продолжаются, но мы считаем что уже с декабря (и уж тем более с января) может начаться планомерная девальвация рубля. Законы гравитации и дефицит бюджета никто не отменял, поэтому как только инфляция стабилизируется — ждем переход к более слабому курсу рубля к валютам.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
