Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Горькая пилюля. Как работает эффект плацебо в экономической среде » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Горькая пилюля. Как работает эффект плацебо в экономической среде

2 декабря 2025 БКС Экспресс

Чтобы сделать грамотный выбор, совершая покупку, мы изучаем о ней дополнительную информацию: какую выгоду принесет, насколько товар качественный и прочее. То же касается подбора активов на финансовом рынке. Но порой заручиться этими знаниями недостаточно, ведь они могут воздействовать на нас как эффект плацебо.

Расскажем подробнее, как он работает, что такое эффект ноцебо, а также как не попасться на их крючок.

Как в экономике проявляется эффект плацебо
Как потребители понимают, что хотят что-то приобрести? Очевидный ответ — просто покупают то, что нужно в моменте. Но на самом деле огромная доля покупок — неосознанные, сделанные под воздействием рекламы, тонких маркетинговых стратегий и брендинга. Все это не только побуждает к покупке, но и к большим и зачастую неоправданным тратам. Это одно из проявлений экономического эффекта плацебо.

Обычно под эффектом плацебо мы подразумеваем изменение самочувствия человека под влиянием не имеющих лечебных свойств веществ, которые он тем не менее считает действенными. Но плацебо — это не только о физическом самоощущении, но и о тонких и неощутимых нейробиологических процессах, которые влияют на мотивацию и эмоции. В экономике эффект плацебо может отражаться на инвестиционных решениях и финансовом планировании.

Эффект плацебо напрямую воздействует на рыночное равновесие и распределение ресурсов, утверждают экономисты.

Таблетка от осознанности
• Субъективное восприятие работает хитро. Ученые не единожды ставили эксперименты, которые продемонстрировали, что люди, видя высокие цены на товар, склонны верить в его качество. Даже если им преподносили один и тот же продукт под разными ценниками, дегустаторы оценивали «более дорогой» выше по вкусовым качествам. Это яркий пример плацебо в рамках ценообразования.

Переплата за бренд — тоже своего рода плацебо. Приобретение дорогой вещи позволяет людям чувствовать свою принадлежность к социальной группе с высоким достатком. Они верят, что покупка отражает их статусность. И далеко не всегда цена изделия сформирована из реальной стоимости компонентов и издержек производства — большая наценка связана именно с именем производителя.

• Еще один пример — человек заключает сделку на финансовом рынке на основе поста авторитетного лица в социальных сетях. Например, сегодня четверть инвесторов из РФ доверяет советам финансовых блогеров, чей уровень знаний не подтвержден (столько же выходят на биржу с персональным брокером).

То же касается новостей в СМИ и сообщений политиков в соцсетях. Под их воздействием на финансовых рынках нередко возникает волатильность, даже если фундаментальные показатели конкретных эмитентов или активов не менялись. Инвесторы по-своему интерпретируют информацию, надеясь на конкретные последствия, а их вера в это работает как плацебо.

Кстати, финансовые пирамиды активно используют эффект плацебо, чтобы привлечь аудиторию. Например, придумывают красивую историю о простом заработке за короткий промежуток времени, а нужно лишь одно — вложить денег. Именно поэтому доверять таким организациям не стоит. Любую компанию — будь то банк, брокер, микрофинансовая организация и так далее — следует проверять в специальном реестре ЦБ РФ.

Сделать это можно в блоке реестров на сайте регулятора.

Обратный эффект
Есть противоположный плацебо эффект — ноцебо. Хотя работает он абсолютно аналогично — это тоже самовнушение, которое приводит к негативным убеждениям.

Например, некоторые склонны мыслить негативно об инвестициях: что это только для богатых людей, профессионалов, требует вложения всех свободных денег, а также занимает абсолютно все свободное время.

На деле эти стереотипы имеют мало общего с реальностью, достаточно быть финансово грамотным, чтобы совершить первые инвестиции и продолжить заниматься ими время от времени.

Как не попасться на крючок
Эффект плацебо существует всегда, так как каждый человек мыслит субъективно и имеет личные убеждения, формирующие его реальность. Так же и в экономической среде. Это одна из причин, почему тонка грань между манипуляцией потребителем и созданием положительного имиджа продукта или услуги.

Важно помнить одно ключевое правило, которое помогает смотреть на ценообразование, рекламу товара и услуг более трезво: ко всему следует подходить со здоровой долей скептицизма. Если есть возможность задавать вопросы о предлагаемых к покупке товарах и услугах — стоит это сделать. И, разумеется, учиться финансовой грамотности нужно в любом возрасте.