Норникель, крупнейший в мире производитель палладия, а также ведущий производитель никеля, меди и платины, представил 15-й обзор рынков никеля, меди и металлов платиновой группы (МПГ).
Никель
Мировой рынок никеля уже четвертый год подряд находится в состоянии профицита. Этот устойчивый дисбаланс объясняется чрезмерно быстрым наращиванием предложения на фоне продолжающегося роста производства в Индонезии.
Спрос продолжает стабильно расти: до 3,62 млн т (+6%) в 2025 г. и еще на +6% до 3,83 млн т в 2026 г.
Сложившийся избыток предложения зафиксировал цены на определенном уровне. Стоимость никеля на Лондонской бирже металлов (ЛБМ) в течение года колебалась в относительно узком диапазоне вокруг уровня предельных издержек переработки индонезийской руды в никелевый катод в 2024–2025 гг.
Ожидается, что мировой рынок никеля останется в состоянии профицита более 200 тыс. т как в 2025 г., так и в 2026 г. В оценку на 2026 г. уже заложена корректировка на возможные перебои, учитывающая производственные риски и регуляторные ограничения в Индонезии. При отсутствии таких перебоев профицит может вырасти до более высокого уровня.
Металлы платиновой группы
С момента выхода последнего отчета Норникеля в начале июля, когда цены были на уровне $1135 за унцию палладия и $1396 — платины, оба металла значительно подорожали: на 20% — платина, на 38% — палладий. В основном это обусловлено всплеском инвестиционного интереса к металлам платиновой группы на фоне рекордного роста цен на золото.
Повышенное внимание инвесторов к платине пришлось на период благоприятной фундаментальной конъюнктуры, когда возникли перебои в поставках из Южной Африки; произошло укрепление спроса на ювелирные изделия в Китае и увеличение выпуска автомобилей с ДВС. Хотя и в меньшей степени, но палладий привлек определенный инвестиционный спрос вслед за повышенным интересом к золоту и платине.
Дополнительную поддержку ценам на металл оказали резкое сокращение поставок палладия из Северной Америки, устойчивый спрос со стороны автомобильной промышленности, а также риски потенциальной нестабильности на рынке, поскольку результаты антидемпингового расследования в США все еще не известны.
Ценовое ралли в МПГ усиливалось растущими ожиданиями смягчения денежно-кредитной политики ФРС. После двух снижений ставки в сентябре и октябре появились более «голубиные» сигналы о переходе от количественного ужесточения к количественному смягчению. Более того, опасения перегрева фондового рынка и неопределенность вокруг приостановки работы правительства США побудили инвесторов увеличить долю вложений в защитные активы, в том числе в металлы платиновой группы.
Спрос со стороны автомобильной отрасли остается устойчивым благодаря высокому общему объему производства машин. В частности, увеличению выпуска транспорта с ДВС.
Другие ключевые промышленные сегменты продолжат расти: на 2% по палладию и на 3% по платине в 2025 г. Этому способствует продолжающееся расширение дата-центров, связанных с развитием искусственного интеллекта, а также зарождающееся использование палладия в производстве стекла. В 2026 г. Норникель ожидает увеличения потребления на 5% по обоим металлам в связи с вводом в эксплуатацию новых мощностей по производству очищенной терефталевой кислоты и параксилола в Китае после замедления в 2025 г.
Первичное предложение, как ожидается, сократится на 6% по палладию и на 3% по платине в 2025 г., а в 2026 г. снижение замедлится. Южная Африка остается основным регионом со слабой динамикой из-за постоянных технических проблем и многолетнего недоинвестирования. Поставки из Северной Америки также сокращаются — производство на руднике Stillwater упало на 50%, а рудник Impala Canada планируют закрыть в течение ближайших двух лет.
Объем предложения со стороны Норникеля остается стабильным, тогда как российское предложение, как ожидается, вырастет в 2026–2027 гг. после запуска Черногорского месторождения.
Вторичное предложение восстанавливается: рост цен стимулирует переработчиков высвобождать больше металла, что приведет к увеличению объемов производства на 3% по обоим металлам в 2025 г. В 2026 г. производство вторичного металла может ускориться, причем объем переработанного палладия потенциально способен увеличиться более чем на 10%, хотя этот сегмент на практике регулярно не оправдывал ожиданий по росту.
Рынок палладия будет достаточно сбалансированным в 2025 г., если не учитывать инвестиционный спрос. Если учесть инвестиции, на рынке образуется дефицит 0,2 млн унций.
Рынок платины, за исключением инвестиций, демонстрирует дефицит примерно 0,3 млн унций в 2025 г., который увеличивается до 0,4 млн унций при учете инвестиционного спроса. Что касается 2026 г., многое будет зависеть от динамики инвестиционной активности. Если ее не учитывать, дефицит на рынке палладия достигнет 0,1 млн унций, а по платине дефицит, вероятно, останется на уровне 2025 г.
Медь
Цены на медь по-прежнему отражают дисбаланс между ограниченным предложением и неравномерным спросом. Котировки металла на LME выросли примерно с $ 9195 за тонну в начале мая, до уровней выше $10 300 после перебоев на месторождении Grasberg, и к началу декабря превысили $11 500 долл.
Помимо фундаментальных факторов спроса и предложения, заметную роль в ценовом ралли сыграли сохраняющиеся ожидания введения импортных пошлин в США в рамках Section 232 на катодную медь, которые могут вступить в силу с 2027 г. На этом фоне спред между COMEX и LME значительно расширился, что стимулировало переток металла из других регионов и наращивание запасов в США. В результате снижение доступности металла в остальном мире усилило позитивное влияние на мировые ценовые бенчмарки, прежде всего на LME.
К ключевым фундаментальным причинам нынешнего роста цен на медь относится устойчивый дефицит первичного предложения. В II и III кварталах 2025 г. рынок концентратов еще глубже вошел в фазу дефицита, поскольку перебои на нескольких рудниках дополнительно ограничили его доступность. Ожидается, что добыча меди из руды составит около 23,4 млн т (+0,4%) в 2025 г. и 23,8 млн т (+1,9%) в 2026 г., что означает лишь умеренный темп роста.
Динамика спроса на медь различается как по регионам, так и по отраслям. Наблюдается «двухскоростная» структура — более сильный спрос со стороны процессов электрификации и развития ИТ-инфраструктуры при более слабом росте или даже сокращении в других областях применения — по-прежнему обуславливает глобальную динамику потребления меди, а геополитическая неопределенность способствует повышенной волатильности рынка.
Ожидается, что в 2025 г. рынок рафинированной меди останется близким к равновесию: предложение прогнозируется на уровне около 27,7 млн т (+3%), а спрос — примерно 27,6 млн т (+4%), что предполагает небольшой профицит.
В 2026 г., согласно прогнозу, оба показателя продолжат увеличиваться: до примерно 28,3 млн т (+2%) по предложению и 28,4 млн т (+3%) по спросу. В результате рынок вновь перейдет к дефициту и постепенному ужесточению фундаментальных параметров.
Несмотря на относительно сбалансированную картину в краткосрочной перспективе, устойчивое недовыполнение производственных планов и задержки запуска проектов, а также ограниченный объем инвестиций в разработку новых месторождений поддерживают повышенные структурные риски для предложения. Фоном служит продолжающийся рост потребления электроэнергии на душу населения, электрификация транспорта, энергопереход и цифровизация, основанная на технологиях ИИ, которые выступают мощными долгосрочными драйверами спроса на медь.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
