По итогам января — ноября 2025 года совокупная доля рынка топ-10 производителей алкоголя в России составила 35% — она увеличилась на 1,1 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время общий объем продаж алкоголя в стране сократился на 4% на фоне повышения акцизов и минимальных розничных цен.
Основные игроки на рынке Novabev и Кристалл укрепляют позиции
Лидером рынка по-прежнему остается Novabev Group, производитель известного бренда «Белуга», с долей 6,2%. Несмотря на снижение продаж на 3,5% (до 11,6 млн декалитров), компания удержала свою долю на рынке. Татспиртпром увеличил свою долю на 0,2 п.п., достигнув 5,6% (10,49 млн декалитров), а Алкогольная сибирская группа нарастила долю на 0,3 п.п., до 5,1% (9,56 млн декалитров).
Самым динамичным игроком в топ-10 стала группа Ladoga, которая повысила объемы продаж на 23,4% в январе — ноябре 2025 года, доведя долю до 3,2%. Еще в 2023-м президент и совладелец компании Вениамин Грабар заявлял, что Ladoga рассматривает проведение IPO в ближайшие несколько лет.
Изменения рынка
Снижение спроса на традиционные виды алкоголя, такие как водка и коньяк, стало заметным трендом. В частности, по данным Nielsen, продажи водки за 2025 год сократились на 0,2%, в то время как популярность других напитков значительно увеличилась: интерес к рому вырос на 14,3%, к джину — на 11,4%, к виски — на +8,5%, к текиле — на 7,3%.
Развитие диверсифицированных портфелей и смещение спроса
Павел Победкин, владелец КЛВЗ Кристалл, отметил, что компании, ориентированные исключительно на водку и коньяк, ощущают более сильное падение спроса, в то время как фирмы с диверсифицированными портфелями напитков, включая джин, виски и аперитивы, продолжают наращивать свою долю на рынке.
Прогнозы на 2026 год: давление на региональных производителей
Эксперты рынка уверены, что дальнейшее повышение акцизов и минимальных розничных цен в 2026 году будет продолжать оказывать давление на малых и региональных производителей, ускоряя процессы консолидации на рынке. Этот тренд будет способствовать укреплению позиций крупных игроков, таких как Novabev, что неизбежно приведет к дальнейшему усилению их рыночных позиций.
Как дела у Novabev
В октябре Novabev обнародовала операционные результаты за первые девять месяцев 2025 года. Отгрузки снизились на 3%. Аналитики из Т-Инвестиций связали это с разовым событием — хакерской атакой в июле, которая парализовала логистику компании и работу сети магазинов ВинЛаб.
Осенью алкогольная компания объявила о планах увеличить выручку сети ВинЛаб до 200 млрд рублей к концу 2029 года. Для достижения этой цели она намерена расширять сеть магазинов, выходить на новые рынки, активно развивать онлайн-продажи и улучшать программу лояльности.
Аналитики Т-Инвестиций рекомендуют покупать акции Novabev с таргетом 535 рублей.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
