Осенью в автосалонах был наплыв покупателей, а на таможне выстроились очереди из машин. Одна из китайских марок потеряла более 70% продаж, а белорусские кроссоверы вошли в пятерку лучших. Объясню, что происходило в этом году.
Основные показатели авторынка в четвертом квартале
Продажи. Первые два месяца четвертого квартала показали значительный рост по сравнению с предыдущим месяцем. Рекорд продаж пришелся на октябрь. В ноябре они снизились почти до уровня сентябрьских, но стали на 5% больше, чем в ноябре 2024 года: тогда изменения в утильсборе вступили в силу на месяц раньше, чем в этом году.
Четвертый квартал подтвердил, что, несмотря на кратковременные всплески, рынок новых автомобилей в 2025 году продолжал падать без устойчивого восстановления спроса к концу года.
Кредиты. За 11 месяцев 2025 года объем автокредитов уменьшился на 27%
и составил 1,53 трлн рублей. Количество займов за этот период с начала года уменьшилось на 23%.
Продажи новых машин в четвертом квартале 2025 года

Состав автомобильного рынка в России
В 2025 году продолжился тренд на бренды, представленные только на российском рынке. На этот раз «замаскироваться» решила компания Chery.
Solaris, который, по сути, выпускает корейские Kia и Hyundai, заметно улучшает позиции: продали втрое больше машин.
Белорусских автомобилей Belgee стали покупать больше на 163%. Кроме компактного кроссовера X50 на российский рынок поступил более крупный X70, а также седан S50 .
KGM — корейская марка SsangYong вернулась на российский рынок под новым именем. Представлены четыре кроссовера, но продажи пока невысокие: за полгода на рынке — 1 348 автомобилей.
Результаты продаж по итогам осени неутешительные. «Автоваз» остается лидером рынка, но его доля снизилась с 31 до 21%. Сильнее всего упал спрос на модели Niva Legend и Vesta: минус 24,4 и 34,5% соответственно.
325 тысяч автомобилей в 2025 году — такой план по выпуску заявил генеральный директор «Автоваза» Максим Соколов в одним из своих интервью. Для сравнения: в 2024 году «Автоваз» произвел более 525 тысяч автомобилей, это стало рекордом за последние десять лет.
Tenet — переименование автомобилей Chery. С этим связаны значительное падение продаж основного бренда и популярность нового. Фактически это смена вывесок без реального расширения выбора, хотя модель T8 не повторяет машины, представленные ранее под маркой Chery.
Почему утильсбор снова стал главной новостью
Серьезные изменения в правилах расчета утилизационного сбора вызвали панику на рынке. В основном она пришлась на ввоз автомобилей физическими лицами: главные ограничения коснулись льготного коэффициента для них. Импорт автомобилей с пробегом достиг максимума за два года: в сентябре привезли 48 тысяч машин.
С 1 декабря за машины мощнее 160 л. с. придется уплачивать в бюджет значительно большую сумму. Поэтому многие хотели успеть ввезти автомобили до этой даты.
Итоги года
Рынок легковых автомобилей в 2025 не смог восстановиться после изменений в 2024 году. Парадокс: экономика в целом восстанавливается, ключевая ставка снижается. Даже цены на автомобили значительно не выросли. Но продажи оказались ниже, чем в прошлом году.
2026 год может преподнести сюрпризы. В первые месяцы года продажи автомобилей рискуют оказаться слабее даже на фоне казавшегося мертвым начала прошлого года. Основные надежды российского рынка на 2026 — кроссовер «Автоваза» и второе пришествие Volga, но на основе моделей Geely: на эти машины уже выдали ОТТС.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
