
Годы коррупции, недофинансирования, пожаров и краж привели инфраструктуру страны в плачевное состояние. Чтобы восстановить ее и поднять добычу в Венесуэле до пиковых уровней 1970-х годов, таким компаниям, как Chevron Corp., Exxon Mobil Corp. и ConocoPhillips, придется инвестировать около $10 млрд в год в течение следующего десятилетия, считает Франсиско Мональди, директор по энергетической политике Латинской Америки в Институте государственной политики Бейкера при Университете Райса.
«Более быстрое восстановление потребует еще больших инвестиций», — сказал Мональди.
Венесуэла обладает крупнейшими в мире запасами нефти. Но добыча резко упала за 12 лет правления президента Николаса Мадуро, который был захвачен американскими войсками в субботу утром. В настоящее время страна добывает около 1 млн баррелей в день, по сравнению с почти 4 млн баррелей в 1974 году.
Госсекретарь США Марко Рубио в воскресном интервью ABC заявил, что ожидает от американских компаний энтузиазма по поводу возможности бурить венесуэльскую тяжелую нефть, которая является ключевым сырьем для нефтеперерабатывающих заводов на побережье Мексиканского залива в США.
«Я не говорил с американскими нефтяными компаниями в последние несколько дней, но мы почти уверены, что интерес будет огромным, — сказал Рубио. — Я думаю, будет огромный спрос и интерес со стороны частной промышленности, если им предоставить такую возможность».
Тем не менее, прежде чем ступить на землю Венесуэлы, компании захотят убедиться в ее стабильности, считает Лино Каррильо, бывший менеджер государственной нефтяной компании страны Petroleos de Venezuela SA, бежавший из страны более двух десятилетий назад.
«Чтобы нефтяная компания всерьез задумалась об инвестициях в Венесуэлу, потребуется новый конгресс или Национальное собрание, — сказал Каррильо в интервью. — Не то, что происходит сейчас. Точно нет».
Состояние инфраструктуры
Между тем, объем работ, необходимых для ремонта инфраструктуры страны, огромен. В нефтяных портах Венесуэлы оборудование находится в таком плохом состоянии, что для полной загрузки супертанкеров, доставляющих нефть в Китай, требуется до пяти дней. Семь лет назад на это уходил всего один день.
В бассейне Ориноко, огромной территории в глубине Венесуэлы, где, по оценкам, находится почти полтриллиона баррелей извлекаемой нефти, буровые установки заброшены, а разливы нефти остаются без контроля. Буровые площадки грабят среди бела дня и продают на запчасти на черном рынке.
Разветвленная сеть подземных трубопроводов страны печально известна своими утечками, а временами ее разграбляла сама государственная нефтяная компания, продавая на металлолом. Пожары и взрывы уничтожили оборудование. А огромный нефтеперерабатывающий комплекс Парагуана на побережье к северо-западу от Каракаса работает лишь периодически и на низких мощностях из-за поломок. Некоторые из его четырех установок по облагораживанию нефти, когда-то бывшие самыми современными и предназначенные для предварительной обработки смолоподобной нефти страны в сырье, пригодное для нефтеперерабатывающих заводов, закрыты.
Кто может прийти в Венесуэлу
То, что осталось от добычи в Венесуэле, в значительной степени зависит от Chevron, единственной крупной американской нефтяной компании, все еще работающей в стране. На долю хьюстонской компании приходится около 25% добычи в стране, и она работает по специальным лицензиям, которые позволяют ей оставаться там, несмотря на санкции США.
Две другие американские компании, которые лучше всего подходят для восстановления Венесуэлы, учитывая их размер и опыт, — это Exxon и ConocoPhillips, говорят аналитики. Обе ранее работали там, но ушли после того, как их активы были национализированы предшественником Мадуро, покойным Уго Чавесом, в середине 2000-х годов. Exxon и ConocoPhillips не ответили на запросы о комментариях. Exxon ранее заявляла, что рассмотрит возможность инвестирования в Венесуэлу, но только при наличии подходящих условий. Chevron в своем заявлении сообщила, что сосредоточена на безопасности и благополучии своих сотрудников и целостности своих активов в Венесуэле.
«Мы продолжаем работать в полном соответствии со всеми соответствующими законами и нормативными актами», — заявила компания.
Далеко не ясно, как будет проходить политический переход в Венесуэле и какова будет среда для работы нефтяных компаний. На данный момент санкции остаются в силе, а военно-морская блокада США контролирует окружающие воды. Трамп заявил, что вице-президент Делси Родригес теперь исполняет обязанности главы государства, хотя она и является верным союзником Мадуро.
«Я ожидаю, что нефтяные компании начнут работу по обновлению планов и предложений для своего участия, но не будут брать на себя обязательства, пока не появится базовая политическая стабильность», — сказал Клейтон Сейгл, старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне.
Еще одна проблема для компаний, желающих инвестировать в добычу в Венесуэле, заключается в том, что мир перенасыщен нефтью, а мировые цены колеблются вблизи пятилетнего минимума. Многим компаниям, между тем, до сих пор не выплачены миллиарды долларов в виде кредитов и компенсаций после того, как их активы были изъяты при Чавесе. Но нефтяные компании все же могут вернуться, если цена и премии за риск будут подходящими, сказал Кевин Бук, управляющий директор вашингтонской компании ClearView Energy Partners.
«Понадобятся хорошие условия, чтобы обойти героическую неопределенность, — сказал Бук в интервью. — Компании, способные рентабельно добывать ресурсы в Венесуэле, вряд ли проигнорируют размер запасов, если увидят признаки относительной стабильности и смогут обеспечить себе выгодные условия контракта».
http://www.bloomberg.com/ Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
