Электрификация приводит к беспрецедентному увеличению спроса на медь. Развитие искусственного интеллекта и оборонного сектора способствует росту спроса на медь.
Согласно новому исследованию, опубликованному накануне S&P Global Energy и S&P Global Market Intelligence, ожидается, что к 2040 году предложение меди сократится на 10 миллионов метрических тонн по сравнению со спросом, что создаст «системный риск» для мировой промышленности, поскольку искусственный интеллект, расходы на оборону и электрификация приведут к беспрецедентному потреблению этого важнейшего металла.
Согласно исследованию «Медь в эпоху ИИ: вызовы электрификации», к 2040 году дефицит составит 23,8% от прогнозируемого спроса в 42 миллиона тонн, даже несмотря на то, что объем переработанного медного лома увеличится более чем вдвое, до 10 миллионов тонн.
В докладе говорится, что дефицит предложения угрожает сдержать технологический прогресс и экономический рост, поскольку медь становится все более важной для центров обработки данных в сфере искусственного интеллекта, электромобилей, инфраструктуры возобновляемой энергии и оборонных систем.
Согласно исследованию, без существенных изменений в предложении, мировое производство меди, по прогнозам, достигнет пика в 33 миллиона тонн в 2030 году, после чего начнет снижаться, в то время как спрос, как ожидается, вырастет на 50% по сравнению с текущим уровнем благодаря ускоренной электрификации в различных секторах. Усиливающийся разрыв подчеркивает двойную роль меди: как фактора, способствующего энергетическому переходу и цифровой трансформации, и одновременно потенциального узкого места в этом процессе.
В начале 2026 года цены на медь взлетели до новых рекордных значений, превысив 13 000 долларов за тонну на фоне растущих опасений по поводу предложения и спроса инвесторов на этот промышленный металл.
Спотовая цена на медь на Лондонской бирже металлов (LME) 6 января достигла рекордного уровня в 13 241 долл./тонна, в то время как фьючерсы на медь на бирже COMEX (первая позиция) закрылись на отметке 13 251,4 долл./тонна, но 7 января снизились до 12 806 долл./тонна. Цена на медь класса, А на LME устанавливала рекорды на протяжении большей части декабря, отражая устойчивое повышательное давление на этот промышленный металл.
«Вкратце дилемма такова: медь является мощным двигателем электрификации, но ускоряющиеся темпы электрификации становятся все большей проблемой для меди», — заявил в своем заявлении Дэниел Йергин, вице-председатель S&P Global, один из руководителей исследования. «Экономический спрос, расширение энергосетей, возобновляемая энергетика, вычисления с использованием искусственного интеллекта, цифровые отрасли, электромобили и оборонная промышленность развиваются одновременно, а предложение не успевает за этим ростом».
В исследовании определены четыре ключевых фактора спроса, приводящих к увеличению потребления меди. Ожидается, что основной экономический спрос со стороны строительства, бытовой техники и традиционных отраслей промышленности достигнет 23 миллионов тонн к 2040 году, что составит 53% мирового спроса. Прогнозируется, что спрос со стороны энергетического перехода, связанный с электромобилями, системами хранения энергии и возобновляемыми источниками энергии, увеличится более чем на 7,1 миллиона тонн и достигнет 15,6 миллиона тонн за тот же период.
Возникающие векторы
Две новые категории спроса создают дополнительные проблемы для обеспечения достаточного предложения. Согласно исследованию, ожидается, что спрос на ИИ и центры обработки данных утроится к 2040 году, поскольку общая установленная мощность достигнет 550 ГВт, что более чем в пять раз превышает уровень 2022 года. Расходы на оборону могут удвоиться до 6 триллионов долларов к 2040 году на фоне растущей международной напряженности, при этом оба фактора в совокупности представляют собой дополнительный спрос на медь в размере 4 миллионов тонн.
В исследовании также указывается, что человекоподобные роботы могут стать потенциальным пятым вектором спроса: ввод в эксплуатацию 1 миллиарда таких роботов к 2040 году потребует около 1,6 миллиона тонн меди в год, что эквивалентно 6% от текущего спроса.
Ограничения поставок обусловлены многочисленными проблемами на всех этапах цепочки создания стоимости меди. Снижение содержания меди в руде, рост затрат на энергию и рабочую силу, сложные условия добычи и длительные процессы получения разрешений в совокупности ограничивают разработку новых месторождений, говорится в отчете. Средний срок от открытия месторождения до начала добычи составляет 17 лет, а противодействие со стороны природоохранных органов и судебные разбирательства еще больше затягивают проекты.
«Первичное производство — добыча полезных ископаемых — остается незаменимой основой поставок меди», — заявила Элеонор Крамарц, руководитель глобального направления консалтинга по критически важным минералам и энергетическому переходу в S&P Global Energy. «Преодоление надвигающегося дефицита поставок зависит не только от геологии, инженерных решений, логистики и инвестиций, но и от управления и политики».
Концентрация в цепочке поставок добавляет еще один уровень риска: согласно исследованию, на шесть стран приходится примерно две трети добычи полезных ископаемых. На Китай приходится приблизительно 40% мировых мощностей по выплавке меди и 66% импорта медного концентрата, что делает мировые поставки уязвимыми для политических потрясений и торговых барьеров, говорится в отчете.
Согласно результатам исследования, к 2040 году, помимо увеличения объемов переработки, потребуется дополнительно 10 миллионов тонн первичного сырья. Однако без значительных инвестиций мировое производство первичного сырья к 2040 году может достичь всего 22 миллионов тонн, что на 1 миллион тонн меньше нынешнего уровня.
Подготовлено Profinance.ru по материалам S&P Global.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
