В 2024 году 95% импорта редкоземельных элементов в ЕС приходилось всего на три страны: Китай, Малайзию и Россию. Многие европейские проекты по добыче стратегических полезных ископаемых откладываются частными компаниями еще до принятия окончательного инвестиционного решения.
Европейский союз предпринял шаги по укреплению цепочек поставок критически важных минеральных ресурсов, поддерживающих энергетический переход, но США действуют быстрее и предлагают большую поддержку, оставляя Европу уязвимой перед доминирующим положением Китая. Китай уже доминирует на мировом рынке компонентов для солнечной энергетики, а Европа обладает минимальными производственными и перерабатывающими мощностями для ключевых материалов, используемых в системах хранения энергии, таких как литий, никель, кобальт, марганец, высокочистый графит, а также редкоземельные элементы и постоянные магниты для ветряных турбин и электродвигателей, — заявил Рубен Дэвис, старший сотрудник по вопросам политики в организации Cleantech for Europe, в интервью Reuters Events.
Для разработчиков проектов в области экологически чистой энергетики чрезмерная зависимость от доминирующих поставщиков критически важных минералов увеличивает риск задержек проектов из-за проблем с лицензированием, экспортного контроля или других внезапных перебоев в поставках.
Согласно данным Евростата, в 2024 году 95% импорта редкоземельных элементов в ЕС приходилось всего на три страны: Китай, Малайзию и Россию. Китай занимает 32% мирового производства лития, а еще 18% контролируют китайские компании, расположенные в других странах, включая проект Tres Quebradas компании Zijn в Аргентине и проект Sonara компании Gangfeng Lithium в Мексике, как сообщает Wood Mackenzie.
Важно отметить, что Китай доминирует в переработке критически важных минералов, владея 81% мировых мощностей, заявила компания Wood Mackenzie.
Источник: Федерация американских ученых, МЭА. На диаграмме: производство важнейших минеральных ресурсов — доля трех ведущих стран.
Стремясь ускорить инвестиции, в декабре 2025 года ЕС принял план действий ResourceEU, направленный на расширение первичной добычи и переработки критически важных минералов на территории ЕС, содействие переработке отходов и снижение зависимости от доминирующих поставщиков.
План действий, финансируемый за счет 3 миллиардов евро (3,5 миллиарда долларов) из Закона ЕС о критически важных сырьевых материалах 2024 года (CRMA), включает меры по ускорению выдачи разрешений на проекты и запрет экспорта лома, а также устанавливает цель по добыче 10% критически важных минералов, необходимых ЕС, на территории союза и размещению 40% перерабатывающих мощностей на территории ЕС к 2030 году, при этом устанавливая минимальный порог переработки в 15%.
Программа CRMA финансируется за счет существующих источников и «не является полноценной промышленной стратегией», — заявил агентству Reuters Events Артур Лайтхаммер, научный сотрудник по геоэкономической политике в Центре Жака Делора.
Европейские политики осознали важность диверсификации, но нынешние усилия предпринимаются слишком медленно, и политики недостаточно внимания уделяют развитию переработки, заявил Люк Пез, коммерческий директор Viridian Lithium.
«Из-за низких цен во всем мире снизилась инвестиционная активность», — отметил Пез.
По словам Дэвиса, правила ЕС «пока не оказали принципиального влияния на финансовую привлекательность или экономическую целесообразность большинства проектов».
Огромная задача
Европе и США предстоит пройти долгий путь, чтобы снизить зависимость от доминирующих поставщиков критически важных минералов. По данным МЭА, на май 2025 года средняя рыночная доля трех крупнейших производителей меди, лития, никеля, кобальта, графита и редкоземельных элементов выросла с примерно 82% в 2020 году до 86% в 2024 году, при этом почти весь рост поставок приходится на единственного ведущего поставщика: Индонезию для никеля и Китай для всех остальных минералов.
Например, по данным Центра стратегических и международных исследований, ЕС закупает 93% постоянных магнитов для ветряных турбин в Китае.
В числе проектов по добыче критически важных полезных ископаемых, застопорившихся в Европе, — марганцевый проект в Хвалетице, Чешская Республика, который столкнулся с длительными задержками в получении разрешений и подключении к электросети, несмотря на присвоение Европейской комиссией статуса стратегического проекта. Положения об ускоренном получении разрешений в рамках CRMA еще не включены в чешское законодательство.
Источник: Cleantech Group. На диаграмме: венчурные и инвестиционные проекты роста в сфере инноваций в области критически важных минералов.
В ноябре Великобритания обновила свою национальную стратегию в области критически важных минералов, чтобы снизить барьеры для получения разрешений, ускорить диверсификацию источников поставок и поддержать более активную переработку отходов.
«В рамках нашей стратегии по критически важным полезным ископаемым мы будем сотрудничать с ЕС в целях создания более надежных и устойчивых цепочек поставок», — заявил представитель Министерства бизнеса и торговли Великобритании агентству Reuters Events.
Стратегия Великобритании предусматривает финансирование всего в 50 миллионов фунтов стерлингов (67,4 миллиона долларов) и не содержит «надежных инструментов для изменения инвестиционных решений в новых проектах или обязательной диверсификации», — предупредил Лайтхаммер.
Исторически Европа полагалась на рыночные силы для решения проблем с поставками, но «сейчас мы пересматриваем этот подход», — заявил агентству Reuters Events Киллиан О’Донохью, директор по политике Европейской ассоциации электроэнергетики Eureletric.
Представитель отраслевой группы SolarPower Europe заявил, что ЕС должен создать единый рынок для переработки фотоэлектрических панелей и систем хранения энергии, чтобы помочь диверсифицировать источники критически важного сырья.
Представитель компании заявил, что этот рынок поможет построить экономику замкнутого цикла и позволит предприятиям по переработке отходов расширить свою деятельность.
Европа отстает от США
В Европе реализуются проекты, в том числе демонстрационный завод шведской группы LKAB стоимостью 800 миллионов долларов по переработке фосфора и редкоземельных элементов. Ввод объекта в эксплуатацию запланирован на 2026 год, а для достижения «полноценной работы к 2030-м годам» планируется расширение за счет дополнительных перерабатывающих мощностей, говорится в заявлении компании.
Однако, как отметил Дэвис, США ускоряют процесс диверсификации своих поставок критически важных минеральных ресурсов, придерживаясь стратегии, в большей степени ориентированной на безопасность и заключение сделок.
Администрация Трампа проводила политику, направленную на увеличение поставок критически важных полезных ископаемых в США и из стран-союзников, одновременно ведя ожесточенную торговую и тарифную войну с Китаем.
Меры, предусмотренные Законом о снижении инфляции 2022 года, предложенным президентом Джо Байденом, и Законом «Одна большая прекрасная жизнь» 2025 года, предложенным президентом Трампом, предоставляют частным компаниям налоговые льготы, займы, минимальные цены, гранты и гарантии сбыта.
По словам Дэвиса, этот комплекс мер стимулирования поможет «быстро выстраивать цепочки от шахты до магнита или от шахты до батареи».
США также использовали Закон о производстве продукции оборонного назначения для предоставления гарантий поставщикам, что помогает сделать проекты коммерчески жизнеспособными.
Напротив, многие европейские проекты по добыче стратегических полезных ископаемых откладываются частными компаниями еще до принятия окончательного инвестиционного решения, отметил Дэвис.
«Проблема Европы заключается в том, что по сравнению с США или Китаем государственные инструменты для снижения рисков проектов все еще относительно невелики», — сказал он.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
