Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Протесты в Иране. Риски и возможности для инвесторов » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Протесты в Иране. Риски и возможности для инвесторов

Сегодня, 20:37 Финам Алешина Елена

Протесты в Иране не утихают с 28 декабря 2025 года. Волнения в стране начались из-за резкого обесценивания национальной валюты - риала, протестующие требуют обеспечить экономическую стабильность и провести политические реформы. В результате протестов уже погибли более 2000 человек, при этом в СМИ мелькали и более существенные цифры. Дональд Трамп заявил о готовности предпринять «очень жесткие действия» в случае подавления беспорядков. Кроме того, американский лидер призвал союзников США покинуть Иран, а участников протестов продолжать демонстрации и «захватывать органы власти». По его словам, «помощь уже в пути».

Иран является одним из крупнейших производителей нефти в мире, и цены на «черное золото» уже отреагировали на происходящее. Какие еще риски и возможности для инвесторов несут события в Иране? Нанесут ли удар США по Ирану? Что будет с ценами на нефть в этом случае? Выиграют ли нефтегазовые компании? Какие неочевидные последствия должны учитывать инвесторы? Узнали у экспертов.

Какие активы могут вырасти в цене
Эксперты склоняются к тому, что удар США по Ирану все-таки вероятен. Нефть в этом случае, очевидно, может подняться еще выше текущих уровней. Но могут быть и не столь очевидные последствия.

«Будем исходить из того, что удар США по Ирану всё-таки состоится. Блицкриг, как это произошло в Венесуэле, не удался, из-за чего конфликт, вероятнее всего, затянется как минимум на несколько недель. В первую очередь, разумеется, взлетят цены на энергоносители. Если о нефти говорят практически все, то тема СПГ остаётся на периферии внимания – и совершенно напрасно. Потенциальное перекрытие Ормузского пролива может остановить поставки газа из Катара, на долю которого приходится почти 20% мирового рынка. Ситуация особенно критична с учётом зимнего сезона в Европе и Японии. Второй, менее очевидный риск – рост цен на карбамид. Поставки из Ирана обеспечивают около 10% мирового рынка, поэтому вполне ожидаемо, что вслед за этим существенно подорожают и азотные удобрения», - отмечает Алексей Головинов, главный аналитик по финансовым рынкам ИК «Вектор Капитал».

Александр Бахтин, инвестиционный стратег «Гарда Капитал», также обращает внимание на вероятный рост цен на СПГ. «Возможная эскалация конфликта и перекрытие Ормузского пролива несут угрозу не только для поставок нефти (больше 20% мирового объема), но и газа. Через это морское «игольное ушко» проходит до 30% поставок сжиженного природного газа, главным образом из Катара», - отмечает эксперт.

Другой очевидный бенефициар ближневосточного обострения – золото, которое неустанно обновляет исторические ценовые рекорды, отмечает Александр Бахтин. За золотом активно подтягиваются котировки серебра и металлов платиновой группы.

Выиграть в моменте могут и страховые компании, считает Наталья Малых, руководитель отдела анализа акций ФГ «Финам». «Ситуация несет риски из-за возможного перекрытия Ормузского пролива. Но если смотреть историю, то пролив до этого не перекрывался полностью надолго. Случалось, когда путь через него был опасен и на какое-то время частично нарушался, но экспорт нефти и грузов не прекращался полностью. Это не допустимо ни для самого Ирана, ни для его соседей, ни для крупнейших экономик мира, в том числе США. В моменте могут выиграть страховые компании, покрывающие суда через этот путь. Шанс, что судно пострадает исторически мал, но стоимость страховки повысится из-за этого. Летом, например, во время эскалации, стоимость услуг для судов, проходящих через Персидский залив и Красное море, подскочила до 0,2% от стоимости судна с 0,125% до эскалации, а для израильских портов цена утроилась, до 0,7%. Хотя если и произойдет страховой случай, то страховщику придется делать выплаты», - рассказывает эксперт.

Среди пострадавших, по ее мнению, могут оказаться страны Юго-Восточной Азии и Европы. «Более уязвимы в данной ситуации страны ЮВА и Европы, куда поступает много товаров через пролив. Соответственно, возросшая стоимость логистики и энергоресурсов, а также возможное удлинение сроков негативно может повлиять на торговлю и производство в этих регионах», - отмечает Наталья Малых.

Из менее очевидного Александр Бахтин отмечает рост криптовалют, в частности биткоина, в ответ на международную эскалацию. «Криптовалюта все больше воспринимается как геополитический хедж, и дальнейшее геополитическое обострение может подогревать стоимость биткоина. Кроме того, в случае «горячего» сценария можно предположить рост в стоимости акции компаний сектора оборонной промышленности США», - прогнозирует эксперт.

В то же время, аналитик «АЛОР БРОКЕР» Игорь Соколов допускает, что конфликт может быть погашен без вмешательства США. «Многое в поведении рынков будет зависеть от степени вмешательства США во внутренние беспорядки в Иране: если будет иметь место грубое вмешательство, то получим еще один виток роста международной напряженности, продолжение ралли в драгметаллах, рост цены нефти. Я бы ставил на то, что аятоллы могут погасить конфликт, пойдя на символические уступки, которые фактически ни на что не влияют: разрешить носить свободную одежду, дать женщинам часть прав, на которые они претендуют. Раньше они этого не делали, но всегда есть элемент неожиданного в политике», - рассуждает аналитик «АЛОР БРОКЕР» Игорь Соколов.

Если будет risk-off в подросших в цене активах высока вероятность коррекции. Алексей Головинов прогнозирует резкое снижение рискованных активов. «Особые опасения у нас вызывает американский рынок акций и драгоценные металлы. Последние раньше считались защитными активами, но после взрывного роста за последний год, сейчас это как раз волатильный спекулятивный актив. И если будет risk-off, коррекция должна затронуть и их», - отмечает эксперт.

Драгметаллы уже достаточно сильно выросли в цене, но ухудшение ситуации может вылиться в дальнейший рост котировок. «Любая нестабильная ситуация на Ближнем Востоке, попытка смены политического режима, ухудшения ситуации в такой крупной экономике как иранская, будет влиять на мировые рынки. Геополитическая напряженность выльется в рост спроса на драгметаллы, как традиционный защитный актив», - отмечает начальник аналитического отдела инвесткомпании «Риком-Траст» Олег Абелев. «Крупные компании, пусть и в небольших объемах, но все же вели бизнес с Ираном, могут бизнес прекратить, причем в одностороннем порядке, что тоже скажется на настроении рынков. Возможен отток иностранного капитала. Влияние на российский рынок будет опосредованным и именно через историю с драгметаллами», - полагает эксперт.

Рост цен на нефть, в свою очередь, приведет к локальному, ограниченному росту нефтегазовых компаний и может немного поддержать индекс МосБиржи в моменте, считает Артем Николаев, основатель Telegram-канала Invest Era.

По мнению, Сергея Кауфмана, аналитика ФГ «Финам», влияние событий в Иране на нефтегазовый сектор на данный момент трудно прогнозируемо. «Пока рынки не закладывают масштабных перебоев поставок нефти из Исламской Республики, хотя такой сценарий исключать нельзя. Напомним, что Иран экспортирует порядка 1,5-2 млн б/с нефти. Для российского нефтегаза иранские проблемы с экспортом, конечно, могли бы стать заметным позитивом. Для Ирана ключевым рынком сбыта, как и для РФ, является Китай. Это значит, что в случае перебоев с поставками из Ирана спрос на российскую нефть со стороны Поднебесной может увеличиться, что привело бы к сокращению дисконта. В то же время если текущие события приведут к смене власти в Иране на более дружественную по отношению к развитым странам, это наоборот может привести к смягчению санкций и росту иранского нефтяного экспорта. Отметим также, что нестабильность в Иране умеренно негативна для «Газпрома», который собирался в среднесрочной перспективе начать экспорт газа в страну», - комментирует эксперт.