Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Что происходит с российской нефтью и почему время наших нефтяников еще не пришло? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Что происходит с российской нефтью и почему время наших нефтяников еще не пришло?

Вчера, 20:48 Global Invest Fund

Российский нефтяной сектор испытывает проблемы: крепкий рубль и крупные дисконты на Urals и ESPO (выше 25 и 15 долл./б. соответственно) продолжают давить на прибыль и дивиденды. Кажется, что хуже быть уже не может. Эта ситуация – повод задуматься о наборе позиций в компаниях сектора, достигших «дна». Но спешить с покупками не стоит – взглянем на ситуацию чуть шире.

— Простой танкеров растет.

Объемы неразгруженной нефти в море удвоились с лета 2025 г. и составляют 140 млн б. Это — проблемы с доставкой нефти в конечные порты. Согласно данным за январь, морской экспорт сократился до 3,4 млн б./с. (против 3,6 млн б./с. в среднем по 2025 г.)

— Индия и Китай импортируют меньше российской нефти?

С начала 2026 года наблюдаем сокращение прямых морских поставок в Индию (с 0,92 млн б./с. в начале января до 0,19 млн б./с.) и Китай (c 1,52 до 1,1 млн б./с. за аналогичный период). Потери компенсируются ростом транзитных отгрузок в Сингапур, Египет и на др. направления. Морской экспорт в феврале слегка вырос.

— Общая картина.

На середину февраля экспорт в Китай составил 2,09 млн б./с., выросший с 1,39 млн б./с. (декабрь 2025 г.). Активность китайских НПЗ вызвана перехватом индийских объемов. Поставки в Индию упали на треть с конца 2025 г. – до 1,2 млн б./с. Конечным пунктом транзитных поставок стал Китай. Индия официально признала сокращение импорта российской нефти в обмен на снятие ограничений США.

Динамика нефтедобычи остается под давлением. По итогам 2025 г. добыча нефти без газового конденсата составила 9,11 млн б./с. против 9,16 в 2024 г. Добровольные ограничения ОПЕК+ с апреля 2025 г. ослабевали, что дало возможность наращивать добычу.

В силу также вступали компенсации за прошлые превышения Россией своих квот, которые завершились в октябре 2025 г. Несмотря на это, с начала ноября 2025 г. добыча нефти снижалась.

В результате, по данным Bloomberg, на середину февраля показатель достиг ~ 9,3 млн б./с. Текущие квоты позволяют нарастить добычу нефти до 9,57 млн б./с.

В следующем посте обсудим факторы, которые давят на нефтяной сектор.

Факторы, которые давят на нефтянку

На что обращаем внимание:

— Перестройка торговых потоков на транзитную модель.

Из-за рисков связи с санкционными компаниями поставки нефти основным покупателям идут через страны-прослойки. Сложная ледовая обстановка в Балтике увеличивает расходы на транспортировку, растут и дисконты.

После адаптации дисконты снизятся до приемлемых значений.

— Низкая маржа экспортера.

Разница между экспортной ценой и НДПИ с 2022 г. находится на минимальных значениях, несмотря на некоторое оживление из-за роста Brent. Это один из главных индикаторов состояния нефтедобытчиков.

— Санкционные риски.

Сейчас для транспортировки российской нефти европейскими операторами действует плавающий дисконт 15% к цене Brent. Текущие цены позволяют европейским компаниям перевозить российскую нефть. Это простор для ужесточения санкций.

— Сокращение бурения.

В 2025 г. бурение новых скважин упало на 3,4% – сказывается непростая экономическая ситуация в секторе.

— Нефтепереработка не сможет вечно поддерживать отрасль.

Падение демпфера до исторического минимума (17 млрд руб. в январе 2026 г. при среднем уровне 74 млрд руб. в 2025 г.) и сокращение маржи переработки будут оказывать давление на результаты компаний в начале 2026 г.

— НПЗ под ударом.

Продолжаются атаки на нефтеперерабатывающую инфраструктуру: повреждены Волгоградский и Ухтинский НПЗ Лукойла (мощность 15 и 4 млн т). В 2025 г. на ремонт уходил Кинешский НПЗ Сургутнефтегаза.

— Атаки беспилотников оказывают частичное влияние.

Несмотря на риски повреждения портовой инфраструктуры на Юге и прямые угрозы танкерам, экспорт нефти из Новороссийска в 4 кв. стал рекордным. С удержанием более низкой добычи формируется отложенный негативный эффект для морского экспорта.

Мнение аналитика GIF

Главными проблемами российского нефтяного сектора остаются крепкий рубль и высокие дисконты. Отчеты за вторую половину 2025 г. ожидаем крайне слабыми, а дивидендную доходность компаний сектора – в районе 4-8%.

Смотрим на перспективы 2026 г. с опасением из-за сокращения покупок нефти Индией, отсутствия видимых перспектив для разворота маржи экспортера и проблем с нефтепереработкой. Ждем восстановления нефтедобычи до уровня квот ОПЕК+ и нормализации дисконтов по мере подстройки к торговым условиям.

На наш взгляд, возможные улучшения в геополитике позитивны для сектора и приведут к более быстрому сокращению дисконтов.

Наблюдаем за нефтяниками со стороны.

P.S. А если сказать более конкретно, то больше в текущих условиях интересует транспортировка нефти. Поэтому в наших модельных портфелях мы продолжаем держать префы Транснефти и НМТП.