Единая Европа повторяет путь всех империй, которые в погоне за глобальным господством забывали о реальной экономике
Из-за крепнущего евро рядовые европейцы пока не ощущают угрозы безработицы. Но, как считают эксперты, ее всплеск не за горами
(Фото: BEN BORG CARDONA/AFP)
Министерство энергетики США распространило доклад, в котором озвучен сценарий наступления в стране рецессии уже в 2008 году. Неужели янки сошли с ума, официально объявляя об экономическом Армагеддоне? Вряд ли. Прагматичные американцы просто называют вещи своими именами, дабы максимально эффективно бороться с кризисом. Да, призрак рецессии в США пугает, но при этом он абсолютно прозрачен: из американской макроэкономической статистики можно понять и первопричины, и долгосрочные последствия коллапса. А если диагноз болезни объективен - лечить его проще. И скорее всего американцы со своим горем справятся, тем более что на их доллар завязана половина экономик планеты. С евро - другая ситуация. На прошлой неделе европейская валюта побила очередной рекорд - 1 доллар 56 центов. Еврооптимисты расценивают сей факт как свидетельство мощи континентальной экономики. Пессимисты же считают это признаком ее слабости и уязвимости. Ибо ни один аналитик не может сегодня определить, что на самом деле происходит с экономикой ЕС: расцвет или загнивание? А все потому, что нет объективной статистики. Евростату экспертное сообщество не слишком доверяет - он анализирует лишь сводные данные, предоставленные каждым из 27 членов ЕС. Кто поручится за их кристальную чистоту? С этой точки зрения нынешний Евросоюз чем-то напоминает Страну Советов, где тоже любили "красивую статистику". Так что если "евро-пузырь" лопнет, последствия будут столь же непредсказуемыми, как и крах СССР. Советский рубль, кстати, тоже в свое время стоил дороже доллара. А то, что его курс был фикцией, являлось платой за имперские амбиции. Кризис СССР начался не с политической перестройки, а с экономической деградации. На эту тропинку, похоже, сегодня может ступить и Евросоюз.
Длинный евро
"Евро защитил нас от повышения цен на сырье, в частности на нефть, и тот факт, что мы имеем стабильную ситуацию в большинстве из наших стран, дает нам уверенность в том, что негативный эффект (от спада в США) будет ограниченным", - заявил глава Еврокомиссии Жозэ Мануэл Баррозу. Благодаря падению американской национальной валюты энергоносители единой Европе обходятся в полтора раза дешевле, чем их основному конкуренту на внешних рынках - США. И если судить по макроэкономическим показателям, европейские государства активно пользуются создавшимся преимуществом.
Например, по данным пресловутого Евростата, в январе вырос первичный профицит бюджета в Германии. Выше прогнозировавшихся оказались темпы роста ВВП во Франции и некоторых других странах. Так, может, председатель ЕЦБ Трише прав, когда говорит, что задача борьбы с инфляцией сегодня более актуальна, чем снижение учетной ставки в целях оживления европейской экономики? Возможно, с ней действительно все в порядке?
В прошлый понедельник на фоне публикации смешанных макроэкономических показателей Великобритании местный фунт подешевел по отношению к доллару сразу на 56 пунктов. Индекс цен производителей в феврале (читай, инфляция) вырос на 5,7 процента в годовом исчислении, совпав с рекордными за 16 лет показателями января. Казалось бы, сама жизнь доказывает правоту Европейского центробанка, поддерживающего курс евро и сдерживающего тем самым инфляцию. Но если спуститься с макроэкономических высот на землю, картина выглядит совсем иначе.
"Иногда создается впечатление, что Eвропейский центробанк забывает про растущие цены на продовольствие и сырье, а также про ухудшение состояния мировой экономики", - отмечает ведущий экономист UniCredit Марко Аннунциата. В то время как евро достиг очередной рекордной отметки, крупнейший в Европе производитель авиатехники компания EADS объявила о резком снижении своей валовой прибыли за 2007 год до 1,1 миллиарда евро. Причем именно из-за резкого удорожания европейской валюты. После этого исполнительный директор компании Луи Галуа намекнул на то, что EADS подумывает вынести свои заводы за пределы еврозоны, чтобы снизить производственные расходы. Получается, что, погнавшись за "длинным" евро, ЕС может попросту потерять флагман своей промышленности. И не только этот.
С аналогичными трудностями сталкиваются и другие европейские компании, ориентированные не только на внутренний, но и на внешний рынок. О намерении сократить количество рабочих мест на европейских заводах Opel уже объявила General Motors Europe. Оно затронет предприятия, расположенные в Германии, Великобритании, Испании и Бельгии. По аналогичному пути грозятся пойти известные немецкие компании BMW, Henkel, Siemens. Финский производитель мобильных телефонов Nokia объявил о предстоящем закрытии своего завода в Бохуме и переносе производства за границу. А машиностроительный концерн MAN хоть и сохраняет производство в Германии, но существенно расширять его намерен не в западноевропейских странах, а в Восточной Европе и в Азии.
Немецкую публику больше всего взволновала новость о закрытии угольных шахт в федеральной земле Саар - сердце германской промышленности. По официальной версии, из-за угрозы землетрясений. В действительности же - из-за нерентабельности добычи. Похоже, с добычей угля здесь будет покончено окончательно и бесповоротно. Через несколько - обратите внимание - столетий после открытия первых шахт.
Не лучше обстоят дела и на фондовых площадках. Падают акции второго по величине производителя чипов в Европе компании Infineon, а также крупнейшей в регионе фармацевтической компании GlaxoSmithKline. Renault и Daimler оказались главными аутсайдерами среди автопроизводителей - их акции ведут себя на рынке хуже всех. Список можно продолжать до бесконечности. И найти в этой ситуации баланс между конкурентным преимуществом, связанным с удешевлением энергоносителей для Европы, цены на которые выражены в долларах, и ростом внутренних издержек компаний, связанных с ростом курса евро, с каждым днем становится все труднее.
Пока ситуацию спасает только одно. В отличие от американской, европейская экономика больше ориентирована на внутреннее потребление, благодаря расширению ЕС за счет государств Восточной Европы. По официальным данным, до 70 процентов валового внутреннего продукта ЕС обеспечивает взаимная торговля между странами - членами этой организации. На долю торговли с другими развитыми странами, не входящими в Евросоюз, приходится не более 15 процентов.
Однако по мере освоения крупнейшими западноевропейскими корпорациями рынка "младоевропейцев" эта пропорция будет видоизменяться. Тем более что страны Восточной Европы хоть пока и не входят в еврозону, но уже успели привязать свои национальные денежные единицы к единой европейской валюте. Ситуация на мировых финансовых рынках влияет на их экономику в еще большей степени, а возможности "поиграть" с курсом национальных денег нет никакой. "Эти страны столкнутся с проблемами. Нет пути, чтобы обойти их", - отмечает Прадип Митра, главный экономист Всемирного банка по странам Центральной, Восточной Европы и бывшего СССР.
Кризис империи
По отношению к странам Восточной Европы Брюссель проводит ту же политику, что в свое время и Москва. По сути Евросоюз возродил СЭВ, стремясь включить в свою экономическую и политическую орбиту весь континент. Правда, в отличие от лагеря мира и социализма, современная евроимперия, во-первых, практически лишена собственных запасов энергоносителей, во-вторых, не способна проводить действительно единую экономическую политику - мешает острая конкуренция между отдельными "провинциями".
Джон Мейнард Кейнс в свое время выступал резко против "назначения" одной резервной валюты. Он предлагал ориентироваться на "корзину" из разных денежных единиц. "кейнсианцы" в европейском центробанке во главе с Жан-Клодом Трише со своим духовным отцом не согласны и добиваются того, чтобы евро занял место доллара в мировых финансах
В какой-нибудь Варшаве отнюдь не торопятся взять под козырек после очередного судьбоносного решения Брюсселя. ЕЦБ практически является единственным реально действующим экономическим органом, чьим указаниям следуют национальные правительства стран - членов ЕС. Но у Eвропейского центробанка весьма узкая задача - выдавать на-гора хорошую макроэкономическую статистику. Реальная экономика не его профиль. Так что еще неизвестно, кто в конечном итоге окажется в выигрыше: ЕС с его крепким евро или США с их слабым долларом. Наконец, в спину единой Европе дышит Китай, для которого в последние годы именно ЕС стал основным рынком сбыта, обогнав Соединенные Штаты. Между тем китайский юань жестко привязан именно к американской валюте. Эта связка грозит окончательно угробить европейскую промышленность.
"Скоро нам будет очень трудно", - говорит брокер Франкфуртской фондовой биржи Дирк Мюллер. Как водится, в период приближения кризисов начинают искать виноватых. Причем не внутри, а в окружающем мире. Можно обвинить страны бывшего СССР, покупающие энергоносители у России дешевле, чем европейцы. А еще лучше - саму Россию, которая продает нефть и газ по рыночным ценам и не спонсирует единую Европу. Можно попенять китайцам на демпинг в виде "занижения" зарплаты китайских рабочих. Наконец, можно предъявить счет и Соединенным Штатам, допустившим ослабление доллара.
На прошедшей недавно встрече глав 10 европейских центральных банков в Базеле Жан-Клод Трише намекнул, что Федеральная резервная система США намеренно занимается валютным демпингом. Однако хоть намек и был достаточно прозрачным, открыто обвинить Америку в развязывании валютной войны главный европейский финансист все же не решился. Видимо, потому, что ждать помощи, кроме как из-за океана, европейцам все равно неоткуда. А заявления Джорджа Буша, что возглавляемый им кабинет будет проводить политику сильного доллара, остаются словесным обезболивающим для евроэкономики.
Реальная же надежда "евроимперии" состоит лишь в том, что американцам все же удастся разрубить тугой узел противоречий со странами - экспортерами нефти и снизить давление цен на свою валюту. Тем более что в Вашингтоне уже перешли от дипломатических экивоков к языку прямых угроз. "Мой совет ОПЕК - осознать последствия высоких цен на энергию. Я понимаю и вижу, что это сказывается на американских гражданах", - заявил Буш в начале марта после встречи в Белом доме с королем Иордании. Он также вполне справедливо заметил, что растущая стоимость энергоносителей заставит развитые страны снизить их потребление. А рецессия в этом случае ударит и по нефтяному картелю.
Впрочем, ОПЕК, как и Россия, переживет снижение цен - валютные резервы стран-экспортеров как никогда велики. Главным пострадавшим в случае глобальной рецессии может оказаться как раз единая Европа. Когда спрос на товары снижается, потребитель в первую очередь отказывается от тех, что подороже. А ценники на европейской продукции куда выше, чем на американской, не говоря уже о китайской. Но отказ от мегаидеи сильного евро Европу все равно не устраивает. Цель, судя по всему, в том, чтобы евро сменил доллар в качестве главной резервной валюты, которая займет первое место в золотовалютных резервах ведущих стран. В этом случае ЕС, а не США, получит самый мощный инструмент монетарной политики - экспорт инфляции.
Европейский центробанк, очевидно, хотел бы занять место американской ФРС в качестве мирового эмиссионного центра. Тогда в случае сбоев в континентальной экономике можно снижать учетную ставку и включать на полную мощь печатный станок, заставляя весь мир платить по твоим долгам. Именно это делает сегодня Америка. К экономике это имеет небольшое отношение. Спор, скорее, идет о том, кто в мировом доме хозяин.
Кстати, бывший советник в правительстве Великобритании Джон Мейнард Кейнс в свое время выступал резко против введения одной резервной валюты, предлагая в качестве таковой "корзину" денежных единиц. Интересно, что большинство членов правления Европейского центрального банка известны как большие поклонники "кейнсианства". Но в этом вопросе "кейнсианцы" из ЕЦБ с отцом-основателем разошлись. Главное - не переоценить крепость стоящих за евро экономических тылов. Ноша империй тяжела. Немало их кануло в Лету вместе с "имперскими" валютами. Вряд ли и евро сегодня готов к роли главной и единственной мировой валюты.
ВРЕЗ: МНЕНИЕ
Кризис "серого вещества"
Среди тех, кто интересуется политологией, профессор Марсель Гоше, научный директор парижской Высшей школы социальных наук, является непререкаемым авторитетом. В западной прессе его зовут "пророком, заглядывающим в будущее". Поэтому не случайно именно к нему "Итоги" обратились с просьбой прокомментировать нынешний мировой финансовый кризис и его возможные последствия.
- Разворачиваю на днях парижские газеты и вижу на первых полосах последнее заявление в Вашингтоне Джона Липски, заместителя исполнительного директора МВФ: "Риск эскалации финансового кризиса увеличивается". Господи, не надо быть великим экономистом, чтобы это понять. Проблемы, переживаемые финансовой системой, это прежде всего следствие доминирующей роли США в мировой политике, а потом уже - в экономике. Марксистский тезис о первичности экономики, на базисе которой якобы строится все остальное, сегодня неактуален, да и вряд ли он был по-настоящему серьезен когда-либо.
Мы пожинаем плоды ошибок американской политической элиты, совершенных за последние полвека. Это и неправильно построенные отношения с Европой, и интриги вокруг Китая, и рискованные игры с исламским миромЙ Отсюда и слабый доллар, и кредитный кризис. Надежда только на одно - на то, что будущие американские руководители смогут сделать адекватные выводы из этой череды поражений. Но мне такой хеппи-энд кажется невероятным. У Америки нет ни воли, ни достаточно "серого вещества", чтобы продолжить свое былое мировое лидерство. Проблема в том, что не видно будущего лидера и в лице единой Европы, где, казалось бы, могли сложиться предпосылки для прорыва на новый уровень политики и экономики. Европейцы продолжают оставаться моральными вассалами Америки, они переживают затяжной паралич воли. Причем не только британцы и немцы, так сказать, ближайшие "родственники" американцев, но и все остальные.
Евросоюз предпочитает распылять свой потенциал, нежели осуществлять масштабные преобразования. Он все больше переносит производство в бывшие соцстраны на востоке континента, в Китай, ИндиюЙ Следствие? Вместо могучей европейской империи с адекватно оцененной валютой, вокруг которой можно было бы отстроить новую финансовую систему с евро в качестве мирового монетарного гаранта, мы видим расплывшуюся континентальную туманность. По большому счету нынешний кризис по обе стороны Атлантики - это в первую очередь кризис политический и интеллектуальный.
(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу