Сегодня, 15:03 giovanni1313
Весной 2022 Коммунистическая Партия Китая, столкнувшись с кризисом потребительских настроений, решила повременить с дальнейшими репрессиями против местных интернет-компаний. И дать им некоторую передышку — пока экономика придёт в себя после суровых мер.
За два с лишним года экономика так в себя и не пришла. Молодежь, окончившая вузы, уже даже не надеется найти работу в ИТ-компаниях. Потребительские настроения по-прежнему болтаются около дна. Но ретивым китайским чиновникам, видимо, надоело сидеть без дела, и они начали изобретать новые способы показать кузькину мать всей ИТ-индустрии.
В начале октября чиновники затеяли кампанию по искоренению фейк-ньюс, кликбейтных заголовков, новостных интернет-сайтов, не имеющих лицензию, и прочих вещей, покушающихся на Единственно Правильное Освещение Событий, Одобренное КПК. Ну тут, собственно, всё более-менее логично: на дворе тоталитаризм, внешние враги нагнетают обстановку, так что нужно держать медиа-пространство в ежовых руковицах. Интернет — не место для дискуссий.
Но дальше — больше. На этом чиновники не успокоились и объявили о новой кампании. И ее цель гораздо более расплывчата: «типичные проблемы с алгоритмами». Формально чиновники решили усилить борьбу с алгоритмами, «создающими эхо-комнаты», «формирующими у пользователей зависимость», «манипулирующими трендовым контентом» и «эксплуатирующими права гиг-работников».
Кроме того, искоренению подлежат «нечестное ценообразование, нацеленное на разные демографические группы» и выдача «нездорового контента» пожилым и детям.
Из этого пространного списка ясность имеется только в отношении «нечестного» ценообразования: да, такое ценообразование действительно применяется платформами, и, да, по указке Партии его можно отменить.
Остальные пункты вызывают больше вопросов, чем ответов. Эхо-комнаты? А как измерить, создаются они или нет? Где критерии? Наконец, не является ли Официальная Линия Партия одной большой эхо-комнатой, где нет места разнообразию мнений?
С формированием у пользователей зависимости от интернет-платформ еще веселее. Платформы теперь должны формировать у пользователя чувство отвращения? Чтобы ему больше не хотелось на них заходить? Что-то вроде ситуации «пчелы против мёда»? И, конечно, с точки зрения капитализма платформам предлагается загнать самих себя в могилу. В конкуренции выживают компании с самыми затягивающими для пользователя алгоритмами.
Права гиг-работников? А где там заканчиваются нормальные отношения и начинается эксплуатация? Ответ тоже не очевиден. Любой бизнес старается «перетянуть это одеяло на себя». Разве что в данном случае это делается с применением алгоритмов. Но без конкретных ориентиров подобные рекомендации не имеют смысла.
Наконец, манипуляции с трендами и благонадежность контента для детей и стариков подталкивают нас в сторону наиболее очевидного объяснения новой инициативы. Беспокоит ли Партию, что кто-то манипулирует трендами с помощью ботнета? Или с помощью взяток контент-модераторам? Сомнительно. Зато Партию наверняка может беспокоить, что в трендах или в выдаче рекомендательными алгоритмами будет контент, который подрывает ее, Партии, власть.
Здесь-то и пригодятся указания Партии о том, что алгоритмы надо «сделать более безопасными», «ввести механизмы оценки» и «систему менеджмента безопасности данных». Читай: сделать алгоритмы более управляемыми, внедрить в них «стоп-краны» и бэкдоры для непосредственной коррекции выдачи, а также улучшить понимание их работы.
Последний пункт сам по себе вполне невинен и даже желателен. Прозрачность — это хорошо. Но прозрачность хороша, когда она устраняет информационную асимметрию. В нашем случае прозрачность ее, напротив, усугубляет: важные знания о механизмах работы алгоритмов получает только платформа и правительство — но не её пользователи.
Наконец, обширный список требований подразумевает, что у чиновников из китайского «Министерства Правды» — Центральной комиссии по вопросам киберпространства — появляются вполне официальные полномочия прямо вмешиваться в работу интернет-платформ. А то и вовсе закрывать их работу, обвинив в чрезмерном «создании эхо-комнат» или угнетении гиг-работников.
Последняя опция вряд ли добавит оптимизма и без того полумертвой китайской сфере инвестиций в интернет-компании. Тут приходится выбирать: или-или. Или китайский интернет берут под плотную опеку партийные чиновники. Или же он достается капиталистам — любящим выжимать из бизнеса максимальную прибыль, но совсем не любящим подстраиваться под мимолетные политические капризы властей.
(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу