24 мая 2010 InoPressa
Австралийский информационный портал Australia.to определяет подход России к отношениям с прежними друзьями на постсоветском пространстве и Ближнем Востоке, в частности с Украиной, Сирией и Турцией, с которыми РФ сейчас активно укрепляет экономические и политические контакты и недавно заключила ряд знаковых соглашений, как "реальную политику" - Realpolitik, под которой принято понимать отказ от использования всякой идеологии в качестве основы государственного курса. При этом политика Америки в этой сфере, по мнению портала, "в течение двух последних десятилетий была куда более идеологизированной, чем даже в Советском Союзе" (Russia-America: Rediscovering Realpolitik, 20.05.2010). К отношениям же между собственно Россией и Западом, как пишет интернет-издание, можно применить традиционный термин "ослабление политической напряженности" - detante.
"В период Буша - Клинтона - Буша Америка отказалась от реальной политики и рассчитывала заставить ослабленную Россию принять зависимое положение в новом миропорядке, наподобие Британии или Латвии, а когда эта стратегия провалилась, США попытались возродить холодную войну. Политика Путина - Медведева заключалась в том, чтобы... реформировать экономику по европейскому типу, сохраняя при этом независимость вооруженных сил и используя свое участие в таких блоках, как БРИК, ШОС и ОДКБ, для того, чтобы не попасться в ловушку "Б. - К. - Б.". Времена Горбачева - Ельцина, когда Россия готова была идти на поводу у Запада, прошли, хотя на восстановление от нанесенного в тот период ущерба уйдут десятилетия", - делится своим видением ситуации автор материала, добавляя: "Россия смирилась с вторжением (США) в Афганистан и Ирак на волне всеобщей истерии после 11 сентября, но не допустит расширения НАТО или вторжения США в Иран. Она позволила НАТО доставлять боеприпасы в Афганистан через свою территорию и нехотя согласилась на годовой льготный период для американской военной базы в Киргизии, но в то же время четко очертила границы своего терпения".
"Несмотря на инерционное продолжение процессов, представляющих собой наследие эпохи Буша, мир заново открывает традиционные международные отношения, основанные на принципе баланса сил. Теперь Россия должна сделать все возможное для того, чтобы возврат к этой политике не вылился во всеобщую войну", - заключает Australia.to.
А вот в The Economist полагают, что "новая прагматичная внешняя политика (РФ), возможно, и является плюсом, но это еще не значит, что Россия готова к внутренним переменам" (Marching Through Red Square, 20.05.2010). Российская внешняя политика изменилась, отмечает обозреватель издания, ссылаясь, в частности, на подписание Россией соглашения с Норвегией о разграничении морских пространств, использование "мягкой силы" на Украине и улучшение отношений с Польшей, однако эти изменения не сопровождались серьезными изменениями внутри страны: Россия не стала менее коррумпированной или более демократичной. "Российские войска продолжают оккупировать часть Грузии; Михаил Ходорковский, бывший глава "ЮКОСа", по-прежнему в тюрьме. Россия не отказалась от претензий на приоритетность ее интересов в ближнем зарубежье", - приводит примеры The Economist.
"Главная проблема не в том, что Россия защищает собственные ценности (их не много), а в том, что ее лидеры считают, что ценностного разрыва не существует и страны Запада, говоря о нем, лицемерят. В отличие от горбачевской политики открытости, неотделимой от внутренней либерализации, detente нового формата не предполагает изменений внутри страны. В документе МИДа (имеется в виду подготовленный министром иностранных дел Сергеем Лавровым и опубликованный неделей ранее в русском Newsweek проект программы эффективного использования на системной основе внешнеполитических факторов в целях долгосрочного развития Российской Федерации. - Прим. авт.) говорится о необходимости формирования имиджа России как демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой, но ничего не говорится о необходимости построения такого государства. Восстановление Россией добрых отношений с соседями - хрупкий процесс, поскольку он упирается в модернизацию, которая вряд ли может быть успешно осуществлена без либерализации. И есть опасность, что в случае провала модернизации Россия обвинит Запад в срыве этой работы", - предупреждает The Economist
/templates/new/dleimages/no_icon.gif Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
