22 марта 2008
Первичное размещение акций Visa Inc. вернуло финансовым институтам веру в восстановление своих позиций на падающих рынках. В то время когда банки (в первую очередь американские) продолжают сообщать о крупных потерях, инфраструктурная компания, специализирующаяся на обслуживании банковских карт, смогла не только разместить весь запланированный объем акций (более 50%), но и превысить установленный ценовой коридор.
При намерении продать бумаги по $37-42 за штуку компания разместила все 406 млн акций по $44, собрав с инвесторов $17,9 млрд, что на $806 млн превысило самые оптимистичные прогнозы организаторов. И эта цифра может увеличиться, если инвестбанки — андеррайтеры размещения — воспользуются своим правом на выкуп 40,6 млн акций. В том, что они это сделают, почти никто не сомневается: спустя всего два дня после выхода на биржу акции подорожали на 40%, до более чем $60. Привлеченная сумма уже сделала IPO Visa крупнейшим в истории США. Ближайший американский преследователь — компания AT&T Wireless смогла разместить в 2000 г. своих акций только на $10,6 млрд. Тем не менее мировой рекорд поставлен не будет. Даже в случае выкупа организаторами своей доли акций платежная система не сможет превзойти успех китайского банка ICBC, сумевшего провести IPO на $21,9 млрд.
Видимо, значительную долю успеха Visa стоит приписать ее главному конкуренту — европейской системе MasterCard. Она смогла провести IPO на два года раньше, в 2006-м, и привлекла «всего» $2,4 млрд.
При этом тогда MasterCard тоже вышла за ценовой коридор $40-43, но в меньшую сторону, разместив бумаги по $39 за штуку. Сейчас, спустя почти два года, бумаги платежной системы стоят больше $200, что не могло оставить инвесторов равнодушными при принятии решения об участии в IPO Visa.
Поэтому говорить о чуде не приходится — даже c учетом падающих рынков. Не исключено, что отсутствие кризиса сделало бы успех платежной системы не таким оглушительным. Инвесторы соскучились и по хорошим размещениям, и по банковскому сектору. А Visa — идеальный объект для инвестиций, так как она имеет все преимущества финансовой компании (хоть и инфраструктурной), но не несет кредитных рисков, свойственных банкам, и не вкладывается в ипотечные облигации.
Единственный риск, который Visa разделяет со всем финансовым сектором, заключается в зависимости от общего развития экономики. Если рецессия в США продлится долго, то и рост эмиссии карт, особенно кредитных, может замедлиться. Но представить себе кризис, при котором домохозяйки откажутся от оплаты покупок картами в кредит, вряд ли возможно. И уж тем более невероятно, чтобы они снова понесли в супермаркеты cash.
(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу