24 марта 2008
Госдума приняла во втором чтении проект закона об иностранных инвестициях в стратегические предприятия России и одобрила ряд поправок к смежным законам, в том числе и к закону о недрах. Это знаковые решения для желающих вести бизнес в России, обеспечивающие более прозрачные правила игры на отечественном рынке, отмечают эксперты, в то же время подчеркивая, что в попытке соблюсти баланс интересов российских и зарубежных участников рынков, законодатели оказались весьма консервативны в тех вопросах, которые могли бы значительно упростить сосуществование всех участников процесса.
Согласно законопроекту, иностранные инвесторы подразделяются на две категории: компании с участием правительств других стран или международных организаций и сугубо частные предприятия. Первым потребуется разрешение правительства России на покупку более 5% акций компании, ведущей геологоразведку и освоение природных ресурсов, а вторым - на покупку более 10% акций такой компании. Закон не имеет обратной силы, однако обязывает иностранных акционеров, владеющих более 5% акций стратегических предприятий, в течение полугода официально заявить об этом.
Принятые одновременно с законом поправки определяют, какие недра относятся к стратегическим. В частности, в эту категорию включаются нефтегазовые месторождения с объемом запасов более 70 млн т (513 млн барр.) нефти или 50 млрд куб. м газа.
Изменения также вносятся в законы "Об иностранных инвестициях в РФ", "О защите конкуренции", "О государственном регулировании развития авиации", "Об оперативно-розыскной деятельности", "О континентальном шельфе РФ", "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", в Кодекс РФ об административных правонарушениях и Арбитражный процессуальный кодекс.
Эксперты отмечают, что подобная практика имеет место во многих странах, богатых полезными ископаемыми и, тем более, обладающих запасами, имеющими стратегическое значение не только для национальной, но и для мировой экономики. "С одной стороны, государства стараются максимально предоставить возможность извлекать природную ренту из собственных недр именно собственному бизнесу", - подчеркивает руководитель инвестиционно-аналитического управления ЗАО "Алор Инвест" Руслан Самарин. С другой стороны, отмечает эксперт, приобретая контроль над процессом добычи полезных ископаемых, иностранный инвестор может стать проводником интересов либо других стран, либо крупного транснационального капитала. "Так уж сложилось, что основными экспортерами капиталов и самыми активными инвесторами в глобальном масштабе, являются страны - импортеры нефти, газа, рудного сырья, и т.д. Безусловно, как государства, так и крупные транснациональные корпорации хотели бы получить возможность манипулировать мировыми ценами на сырье путем управления его добычей. Необходимость соблюсти баланс интересов и подталкивает государство к принятию подобного закона", - считает Р.Самарин.
"Характерно, что Госдума приняла закон еще до официального вступления Дмитрия Медведева в должность президента РФ. Таким образом, его избавили от необходимости отвечать на вопросы западных контрагентов о целесообразности введения дополнительных ограничений для иностранных инвесторов. Имидж более либерального, чем Владимир Путин, политика у Медведева останется без ущерба", - отмечает начальник отдела рыночной аналитики ФК "Открытие" Валерий Пивень. Между тем реально сложившаяся практика такова, что государство в лице самых разнообразных контролирующих и лицензирующих ведомств и так уже осуществляет подобный отбор инвесторов.
"Наше государство делает это неофициально, зачастую под совершенно формальными предлогами, - говорит Р.Самарин. - При этом все прекрасно понимают что происходит, в том числе и иностранцы. Закон, подводя под такой отбор правовую базу, помог бы создать понятные правила игры, и потенциальные иностранные инвесторы могли бы лучше их понимать".
По мнению В.Пивня, необходимость и возможность допуска иностранцев к проектам могла быть оценена через их способность предложить что-то полезное, чего не может дать российская компания. "Что касается целесообразности отдельных числовых значений, то здесь, на мой взгляд, более эффективна была бы градация, например, по сложности разработки отдельных участков", - добавил специалист.
Елена Замирская
(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Согласно законопроекту, иностранные инвесторы подразделяются на две категории: компании с участием правительств других стран или международных организаций и сугубо частные предприятия. Первым потребуется разрешение правительства России на покупку более 5% акций компании, ведущей геологоразведку и освоение природных ресурсов, а вторым - на покупку более 10% акций такой компании. Закон не имеет обратной силы, однако обязывает иностранных акционеров, владеющих более 5% акций стратегических предприятий, в течение полугода официально заявить об этом.
Принятые одновременно с законом поправки определяют, какие недра относятся к стратегическим. В частности, в эту категорию включаются нефтегазовые месторождения с объемом запасов более 70 млн т (513 млн барр.) нефти или 50 млрд куб. м газа.
Изменения также вносятся в законы "Об иностранных инвестициях в РФ", "О защите конкуренции", "О государственном регулировании развития авиации", "Об оперативно-розыскной деятельности", "О континентальном шельфе РФ", "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", в Кодекс РФ об административных правонарушениях и Арбитражный процессуальный кодекс.
Эксперты отмечают, что подобная практика имеет место во многих странах, богатых полезными ископаемыми и, тем более, обладающих запасами, имеющими стратегическое значение не только для национальной, но и для мировой экономики. "С одной стороны, государства стараются максимально предоставить возможность извлекать природную ренту из собственных недр именно собственному бизнесу", - подчеркивает руководитель инвестиционно-аналитического управления ЗАО "Алор Инвест" Руслан Самарин. С другой стороны, отмечает эксперт, приобретая контроль над процессом добычи полезных ископаемых, иностранный инвестор может стать проводником интересов либо других стран, либо крупного транснационального капитала. "Так уж сложилось, что основными экспортерами капиталов и самыми активными инвесторами в глобальном масштабе, являются страны - импортеры нефти, газа, рудного сырья, и т.д. Безусловно, как государства, так и крупные транснациональные корпорации хотели бы получить возможность манипулировать мировыми ценами на сырье путем управления его добычей. Необходимость соблюсти баланс интересов и подталкивает государство к принятию подобного закона", - считает Р.Самарин.
"Характерно, что Госдума приняла закон еще до официального вступления Дмитрия Медведева в должность президента РФ. Таким образом, его избавили от необходимости отвечать на вопросы западных контрагентов о целесообразности введения дополнительных ограничений для иностранных инвесторов. Имидж более либерального, чем Владимир Путин, политика у Медведева останется без ущерба", - отмечает начальник отдела рыночной аналитики ФК "Открытие" Валерий Пивень. Между тем реально сложившаяся практика такова, что государство в лице самых разнообразных контролирующих и лицензирующих ведомств и так уже осуществляет подобный отбор инвесторов.
"Наше государство делает это неофициально, зачастую под совершенно формальными предлогами, - говорит Р.Самарин. - При этом все прекрасно понимают что происходит, в том числе и иностранцы. Закон, подводя под такой отбор правовую базу, помог бы создать понятные правила игры, и потенциальные иностранные инвесторы могли бы лучше их понимать".
По мнению В.Пивня, необходимость и возможность допуска иностранцев к проектам могла быть оценена через их способность предложить что-то полезное, чего не может дать российская компания. "Что касается целесообразности отдельных числовых значений, то здесь, на мой взгляд, более эффективна была бы градация, например, по сложности разработки отдельных участков", - добавил специалист.
Елена Замирская
(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу