23 августа 2010 slon.ru
Вряд ли кто-нибудь объяснял политическим лидерам простым человеческим языком, что такое МФЦ
Большинство моих знакомых из чиновничьего мира отказываются даже обсуждать этот вопрос. «Ты что, не понимаешь? Сам президент дал поручение! Тут не обсуждать, а исполнять надо!». Далее на меня шикают и машут руками. Но ведь я сам немало лет провел на государевой службе, и знаю, как возникают подобные поручения. Сами президенты (премьеры, генсеки и прочие национальные лидеры) такие идеи не придумывают — они рождаются в головах у их советников и помощников (как лозунги «пятилетку в четыре года» или «экономика должна быть экономной»).
Потом идея-лозунг «подбрасывается» политическому руководству, получает высокое одобрение, и пошло-поехало. Бюджетные ассигнования, новые вакансии, интересные поездки, повод лишний раз показаться перед руководством — что еще нужно чиновнику для полного счастья? Но вряд ли кто-нибудь объяснял политическим лидерам простым человеческим языком, что такое международный финансовой центр, почему в одних странах такие центры есть, а в других нет, и что его создание у нас может дать нашей стране.
Торговая площадка
Откроем любой справочник (например, «Википедию») и ознакомимся со статьей о мировых финансовых центрах (или о международных финансовых центрах, что одно и то же). Цитирую практически дословно: «Мировые финансовые центры — центры сосредоточения банков и специализированных кредитно-финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные и финансовые операции, сделки с ценными бумагами, золотом. Мировые финансовые центры — Лондон, Нью-Йорк, Цюрих, Франкфурт-на-Майне, Люксембург, Сингапур, Гонконг и др.». Следовательно, наша цель — превратить Москву если не сразу в мировой финансовый центр масштабов Лондона с его поистине глобальным охватом участников финансовых операций, то хотя бы на первых порах в успешный региональный финансовый центр вроде Гонконга?
Международный финансовый центр — это место, где профессиональные финансовые посредники предпочитают совершать свои сделки, сводя конечных продавцов и конечных покупателей финансовых активов. Причем эти продавцы и покупатели, как правило, находятся за пределами страны нахождения финансового центра. Активы, которыми торгуют в международном финансовом центре, также не имеют прямого отношения к стране его нахождения. Да и работающие на нем финансовые посредники (банки и другие финансовые институты) могут принадлежать иностранному для данной страны капиталу. Например, в Лондоне небританские банки торгуют финансовыми активами из многочисленных стран мира, осуществляя расчеты по этим сделкам не обязательно в британской валюте.
Наличие в стране международного финансового центра — это не канал притока в ее экономику финансовых инвестиций, а торговая площадка для распределения финансовых потоков преимущественно между третьими странами. Если в Москве когда-нибудь разовьется международный финансовый центр (МФЦ), это совсем не обязательно вызовет рост прямых и финансовых инвестиций в российскую экономику или сколько-нибудь заметное улучшение благосостояния российских граждан. Конечно, развитие МФЦ приведет к созданию дополнительно нескольких тысяч (может быть, даже нескольких десятков тысяч) рабочих мест для специалистов в области банковского и финансового дела, а через эти рабочие места — к созданию других рабочих мест, например, в сфере обслуживания (питание, развлечения, транспорт и т. д.). Само по себе это совсем не плохо, но ни к каким качественным изменениям в московской, а тем более общероссийской жизни не приведет.
Картинки из «не нашей жизни»
Некоторые кварталы Москвы (где внутри офисных центров сосредоточено много банковских и финансовых институтов, в том числе иностранных) и так похожи на вкрапления «не нашей жизни». Красивые офисные здания, а вокруг них в стильных кафе и ресторанах обсуждаются те же профессиональные вопросы, что и в лондонском Сити, и в основном на том же английском языке. Отрадная картина? Ну, тогда с созданием МФЦ этих картинок из «не нашей жизни» в центре Москвы будет чуть больше, а городской бюджет пополнится дополнительными доходами от налогов на банки.
Кстати, никаких строгих экономических или юридических критериев для определения статуса международного финансового центра не существует. На «воротах» Лондона, Нью-Йорка или Сингапура не висят таблички с надписью «международный финансовый центр». Это — вопрос неформального признания того или иного географического центра участниками международных финансовых операций. Профессиональное признание приходит не сразу, а по мере количественного роста международных финансовых сделок, проводимых банковскими и финансовыми институтами, зарегистрированными в данном географическом месте.
МФЦ могут быть мировыми или региональными, универсальными или специализированными. Москва — пока признанный национальный финансовый центр на территории Российской Федерации. По всей видимости, у нее есть теоретическая возможность развиться в международный региональный финансовый центр, в первую очередь, для стран-бывших республик Союза ССР. Для этого нужно, чтобы, например, казахстанские, украинские и белорусские компании захотели размещать свои акции и облигации не в Лондоне, Гонконге, Нью-Йорке или Варшаве, а преимущественно в Москве. Компании стран ближнего зарубежья переключатся на московские биржевые площадки для размещения своих ценных бумаг в том случае, если через Москву они смогут привлечь более значительные объемы финансирования и на более выгодных условиях. А это, в свою очередь произойдет, когда признанные мировые лидеры среди банковских и финансовых институтов предпочтут работать с финансовыми активами стран данного региона именно в Москве.
Чего хотят финансисты
Выбор профессиональными финансовыми посредниками того или иного места для проведения международных операций определяется целым рядом факторов: географическим расположением, режимом государственного банковского и налогового регулирования, уровнем операционных издержек, наличием квалифицированного местного персонала, наконец, просто уровнем комфортности проживания в этом месте. А последнее понятие — очень ёмкое, включающее в себя развитие транспортной и социально-бытовой инфраструктуры, визовый режим, экологическую обстановку, безопасность, климатические условия и многое другое.
Если по признаку географического расположения и удобства часового пояса Москва не хуже (но и не лучше) Лондона, Франкфурта или Гонконга для торговли финансовыми активами стран нашего ближнего зарубежья, то по остальным показателям еще сильно уступает признанным международным финансовым центрам. Взять хотя бы низкие места Москвы (и России в целом) в сравнительных международных рейтингах качества жизни и одновременно высокие места по оценке стоимости жизни для иностранцев! По показателям комфортности жизни мы попадаем в лучшем случае в пятый-шестой десяток стран, а по показателю дороговизны проживания для квалифицированных иностранных работников — всегда в первый.
На то, чтобы сделать Москву по-настоящему привлекательным, комфортным местом для работы международных финансовых посредников могут уйти десятилетия. И даже после этого многие топ-менеджеры из международных банков могут так и не полюбить, например, наши зимние и летние температуры или какую-нибудь иную национальную специфику. Это вовсе не говорит о том, что развитие в Москве международных финансовых операций — это плохая или вредная затея. Просто нужно трезво оценивать наши шансы и временной горизонт для достижения этой цели, а главное, понимать второстепенное значение этой цели для судеб российской экономики. Если условия российской жизни будут последовательно улучшаться, то это, скорее, в отдаленном, чем в ближайшем будущем может привести к приобретению Москвой статуса международного финансового центра. Что будет способствовать созданию в Москве некоторого числа дополнительных рабочих мест и повышению доходов бюджета.
МФЦ и Нью-Васюки
Таким образом, экономический эффект от развития в Москве МФЦ есть, но он весьма ограничен. Если же послушать некоторых правительственных экспертов, то создается впечатление, что с созданием МФЦ они связывают едва ли не главные надежды на экономическое процветание нашей страны. Да еще пытаются внушить эти иллюзии политическому руководству страны. Одновременно делаются попытки связать вопросы создания МФЦ с приданием рублю статуса резервной валюты, хотя эти вопросы напрямую друг с другом не связаны. Например, можно добиться расширения использования рубля в качестве валюты цены и валюты платежа по международным торговым и финансовым сделкам, но не создать в Москве МФЦ. И наоборот, добиться признания Москвы в качестве МФЦ, но не внедрить рубль в международный платежный оборот.
К примеру, английский фунт стерлингов безнадежно утратил статус мировой резервной валюты, а позиции Лондона как мирового финансового центра по-прежнему очень сильны. Гонконг — успешный международный финансовый центр, в то время как китайская национальная валюта не только не является резервной, но и не обладает полной конвертируемостью (в отличие от рубля, который еще с 2006 года является конвертируемой валютой не только по текущим, но и по капитальным статьям платежного баланса). Всем, кто желает основательно разобраться в проблематике использования рубля в международных расчетах, рекомендую обратиться к статье А. И.Потёмкина в журнале «Деньги и кредит» за август 2010 года. Примечательно, что в этой статье, подготовленной известным профессионалом, нет ни слова о создании в Москве МФЦ.
Итак, проект МФЦ в Москве — это, конечно, не «Нью-Васюки», но в системе приоритетов государственной политики по развитию финансового сектора России он должен стоять, условно, даже не на 5-м, а на 25-м месте. Очень жаль, если непрофессиональная, завышенная оценка его значимости будет отвлекать российские власти от работы по выполнению по-настоящему приоритетных задач.
Что это за приоритетные задачи? Ну, например, государственное стимулирование инвестиций в промышленность, производственную и транспортную инфраструктуру; государственное финансирование экспорта машин и оборудования, а также продаж дорогостоящих и высокотехнологичных товаров отечественного производства внутри страны (например, самолетов гражданской авиации); поддержка финансирования сегмента малого и среднего предпринимательства; создание комфортной регулятивной среды для развития банковских и финансовых институтов; усиление государственного надзора за деятельностью финансовых посредников для поддержания условий справедливой рыночной конкуренции и многое, многое другое.
Дмитрий ТУЛИН
https://slon.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Большинство моих знакомых из чиновничьего мира отказываются даже обсуждать этот вопрос. «Ты что, не понимаешь? Сам президент дал поручение! Тут не обсуждать, а исполнять надо!». Далее на меня шикают и машут руками. Но ведь я сам немало лет провел на государевой службе, и знаю, как возникают подобные поручения. Сами президенты (премьеры, генсеки и прочие национальные лидеры) такие идеи не придумывают — они рождаются в головах у их советников и помощников (как лозунги «пятилетку в четыре года» или «экономика должна быть экономной»).
Потом идея-лозунг «подбрасывается» политическому руководству, получает высокое одобрение, и пошло-поехало. Бюджетные ассигнования, новые вакансии, интересные поездки, повод лишний раз показаться перед руководством — что еще нужно чиновнику для полного счастья? Но вряд ли кто-нибудь объяснял политическим лидерам простым человеческим языком, что такое международный финансовой центр, почему в одних странах такие центры есть, а в других нет, и что его создание у нас может дать нашей стране.
Торговая площадка
Откроем любой справочник (например, «Википедию») и ознакомимся со статьей о мировых финансовых центрах (или о международных финансовых центрах, что одно и то же). Цитирую практически дословно: «Мировые финансовые центры — центры сосредоточения банков и специализированных кредитно-финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные и финансовые операции, сделки с ценными бумагами, золотом. Мировые финансовые центры — Лондон, Нью-Йорк, Цюрих, Франкфурт-на-Майне, Люксембург, Сингапур, Гонконг и др.». Следовательно, наша цель — превратить Москву если не сразу в мировой финансовый центр масштабов Лондона с его поистине глобальным охватом участников финансовых операций, то хотя бы на первых порах в успешный региональный финансовый центр вроде Гонконга?
Международный финансовый центр — это место, где профессиональные финансовые посредники предпочитают совершать свои сделки, сводя конечных продавцов и конечных покупателей финансовых активов. Причем эти продавцы и покупатели, как правило, находятся за пределами страны нахождения финансового центра. Активы, которыми торгуют в международном финансовом центре, также не имеют прямого отношения к стране его нахождения. Да и работающие на нем финансовые посредники (банки и другие финансовые институты) могут принадлежать иностранному для данной страны капиталу. Например, в Лондоне небританские банки торгуют финансовыми активами из многочисленных стран мира, осуществляя расчеты по этим сделкам не обязательно в британской валюте.
Наличие в стране международного финансового центра — это не канал притока в ее экономику финансовых инвестиций, а торговая площадка для распределения финансовых потоков преимущественно между третьими странами. Если в Москве когда-нибудь разовьется международный финансовый центр (МФЦ), это совсем не обязательно вызовет рост прямых и финансовых инвестиций в российскую экономику или сколько-нибудь заметное улучшение благосостояния российских граждан. Конечно, развитие МФЦ приведет к созданию дополнительно нескольких тысяч (может быть, даже нескольких десятков тысяч) рабочих мест для специалистов в области банковского и финансового дела, а через эти рабочие места — к созданию других рабочих мест, например, в сфере обслуживания (питание, развлечения, транспорт и т. д.). Само по себе это совсем не плохо, но ни к каким качественным изменениям в московской, а тем более общероссийской жизни не приведет.
Картинки из «не нашей жизни»
Некоторые кварталы Москвы (где внутри офисных центров сосредоточено много банковских и финансовых институтов, в том числе иностранных) и так похожи на вкрапления «не нашей жизни». Красивые офисные здания, а вокруг них в стильных кафе и ресторанах обсуждаются те же профессиональные вопросы, что и в лондонском Сити, и в основном на том же английском языке. Отрадная картина? Ну, тогда с созданием МФЦ этих картинок из «не нашей жизни» в центре Москвы будет чуть больше, а городской бюджет пополнится дополнительными доходами от налогов на банки.
Кстати, никаких строгих экономических или юридических критериев для определения статуса международного финансового центра не существует. На «воротах» Лондона, Нью-Йорка или Сингапура не висят таблички с надписью «международный финансовый центр». Это — вопрос неформального признания того или иного географического центра участниками международных финансовых операций. Профессиональное признание приходит не сразу, а по мере количественного роста международных финансовых сделок, проводимых банковскими и финансовыми институтами, зарегистрированными в данном географическом месте.
МФЦ могут быть мировыми или региональными, универсальными или специализированными. Москва — пока признанный национальный финансовый центр на территории Российской Федерации. По всей видимости, у нее есть теоретическая возможность развиться в международный региональный финансовый центр, в первую очередь, для стран-бывших республик Союза ССР. Для этого нужно, чтобы, например, казахстанские, украинские и белорусские компании захотели размещать свои акции и облигации не в Лондоне, Гонконге, Нью-Йорке или Варшаве, а преимущественно в Москве. Компании стран ближнего зарубежья переключатся на московские биржевые площадки для размещения своих ценных бумаг в том случае, если через Москву они смогут привлечь более значительные объемы финансирования и на более выгодных условиях. А это, в свою очередь произойдет, когда признанные мировые лидеры среди банковских и финансовых институтов предпочтут работать с финансовыми активами стран данного региона именно в Москве.
Чего хотят финансисты
Выбор профессиональными финансовыми посредниками того или иного места для проведения международных операций определяется целым рядом факторов: географическим расположением, режимом государственного банковского и налогового регулирования, уровнем операционных издержек, наличием квалифицированного местного персонала, наконец, просто уровнем комфортности проживания в этом месте. А последнее понятие — очень ёмкое, включающее в себя развитие транспортной и социально-бытовой инфраструктуры, визовый режим, экологическую обстановку, безопасность, климатические условия и многое другое.
Если по признаку географического расположения и удобства часового пояса Москва не хуже (но и не лучше) Лондона, Франкфурта или Гонконга для торговли финансовыми активами стран нашего ближнего зарубежья, то по остальным показателям еще сильно уступает признанным международным финансовым центрам. Взять хотя бы низкие места Москвы (и России в целом) в сравнительных международных рейтингах качества жизни и одновременно высокие места по оценке стоимости жизни для иностранцев! По показателям комфортности жизни мы попадаем в лучшем случае в пятый-шестой десяток стран, а по показателю дороговизны проживания для квалифицированных иностранных работников — всегда в первый.
На то, чтобы сделать Москву по-настоящему привлекательным, комфортным местом для работы международных финансовых посредников могут уйти десятилетия. И даже после этого многие топ-менеджеры из международных банков могут так и не полюбить, например, наши зимние и летние температуры или какую-нибудь иную национальную специфику. Это вовсе не говорит о том, что развитие в Москве международных финансовых операций — это плохая или вредная затея. Просто нужно трезво оценивать наши шансы и временной горизонт для достижения этой цели, а главное, понимать второстепенное значение этой цели для судеб российской экономики. Если условия российской жизни будут последовательно улучшаться, то это, скорее, в отдаленном, чем в ближайшем будущем может привести к приобретению Москвой статуса международного финансового центра. Что будет способствовать созданию в Москве некоторого числа дополнительных рабочих мест и повышению доходов бюджета.
МФЦ и Нью-Васюки
Таким образом, экономический эффект от развития в Москве МФЦ есть, но он весьма ограничен. Если же послушать некоторых правительственных экспертов, то создается впечатление, что с созданием МФЦ они связывают едва ли не главные надежды на экономическое процветание нашей страны. Да еще пытаются внушить эти иллюзии политическому руководству страны. Одновременно делаются попытки связать вопросы создания МФЦ с приданием рублю статуса резервной валюты, хотя эти вопросы напрямую друг с другом не связаны. Например, можно добиться расширения использования рубля в качестве валюты цены и валюты платежа по международным торговым и финансовым сделкам, но не создать в Москве МФЦ. И наоборот, добиться признания Москвы в качестве МФЦ, но не внедрить рубль в международный платежный оборот.
К примеру, английский фунт стерлингов безнадежно утратил статус мировой резервной валюты, а позиции Лондона как мирового финансового центра по-прежнему очень сильны. Гонконг — успешный международный финансовый центр, в то время как китайская национальная валюта не только не является резервной, но и не обладает полной конвертируемостью (в отличие от рубля, который еще с 2006 года является конвертируемой валютой не только по текущим, но и по капитальным статьям платежного баланса). Всем, кто желает основательно разобраться в проблематике использования рубля в международных расчетах, рекомендую обратиться к статье А. И.Потёмкина в журнале «Деньги и кредит» за август 2010 года. Примечательно, что в этой статье, подготовленной известным профессионалом, нет ни слова о создании в Москве МФЦ.
Итак, проект МФЦ в Москве — это, конечно, не «Нью-Васюки», но в системе приоритетов государственной политики по развитию финансового сектора России он должен стоять, условно, даже не на 5-м, а на 25-м месте. Очень жаль, если непрофессиональная, завышенная оценка его значимости будет отвлекать российские власти от работы по выполнению по-настоящему приоритетных задач.
Что это за приоритетные задачи? Ну, например, государственное стимулирование инвестиций в промышленность, производственную и транспортную инфраструктуру; государственное финансирование экспорта машин и оборудования, а также продаж дорогостоящих и высокотехнологичных товаров отечественного производства внутри страны (например, самолетов гражданской авиации); поддержка финансирования сегмента малого и среднего предпринимательства; создание комфортной регулятивной среды для развития банковских и финансовых институтов; усиление государственного надзора за деятельностью финансовых посредников для поддержания условий справедливой рыночной конкуренции и многое, многое другое.
Дмитрий ТУЛИН
https://slon.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу