Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Боли Японии » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Боли Японии

Вторая крупнейшая экономика мира остается в депрессии в условиях политического кризиса
9 апреля 2008 Архив
Вторая крупнейшая экономика мира остается в депрессии в условиях политического кризиса

Призрак «потерянного десятилетия» Японии витает над Америкой. С тех пор, как взрыв пузыря, созданного на рынке жилья США, остро ощутили на себе финансовые рынки, стало популярно спрашивать, усвоили ли другие богатые страны, стоящие перед лицом резкого замедления экономического роста, уроки циклов бума и спада в Японии. Пузырь, раздувшийся на стыке рынков недвижимости и акций, лопнул в Японии в 1990 году, что повлекло за собой невыплаты по кредитам на общую сумму, эквивалентную 1/5 ВВП второй крупнейшей экономики мира. Японская экономка вернулась к относительно быстрому росту лишь спустя 12 лет, и только в 2005 году Япония смогла заявить, что период финансового стресса и долговой дефляции остался позади. Даже сегодня номинальное значение ВВП страны восходящего солнца остается ниже пика 1990-х годов, что показывает масштаб утерянных возможностей.

И все же призраки могут вводить в заблуждение. Схожесть между ситуацией в Японии и Америке существует, но в основном это касается того, как финансовый кризис угрожает «реальному» сектору экономики. Однако различий гораздо больше. Япония действительно должна оцениваться как источник беспокойств, но не потому, что другие богатые страны обречены наступить на те же грабли экономического кризиса, а потому, что это вторая по величине экономика мира, которая до сих пор не искоренила фундаментальные проблемы своей экономики.

История двух кризисов

Даже по сегодняшним меркам крах японской финансово-экономической системы намного превосходит кризис в США и его возможные последствия, даже по самым скептическим прогнозам. Взять, к примеру, падение на рынке акций. Американский индекс SnP 500 потерял всего 8% по сравнению с пиком 1999 года, в то время как индекс Nikkei 225 сейчас почти на две трети ниже максимального значения 1989 года. Что касается рынка коммерческой недвижимости, разница между двумя периодами бума и спада почти столь же разительная.

Однако важнее различие в том, как эти страны попали в западню кризиса и как на него реагировали. В Америке обвиняют правительство за недогляд и неадекватный контроль, из-за чего сформировался обширный рынок разделений и перепродаж ипотечных обязательств, но реакция на кризис была решительной, это отразилось на принятии ряда монетарных и фискальных стимулирующих мер. Финансовые организации одна за другой объявляют о списании в убыток своих активов. В Японии же правительство было прямым соучастником раздувания пузыря активов на рынках и в последствии активно пыталось скрыть последствия кризиса в течение ряда лет.

В результате этого рост японской экономики по-прежнему сдерживается политиками. И хотя многое изменилось с 1990 года, циклическое замедление мировой экономики вновь обнажило структурные проблемы японской экономики. Несколько лет назад многие надеялись, что Япония, которая по экономической мощи все еще опережает Китай и которая создала ряд корпораций-мировых лидеров в различных областях, поможет смягчить общемировой экономический кризис в том случае, если американская система даст сбой. Теперь же это выглядит утопией. Эффективность производства в Японии относительно низкая – прибыли от инвестиций примерно вдвое ниже, чем в Америке. Потребление находится на недостаточно высоком уровне, отчасти из-за упорного нежелания компаний повышать зарплаты. Бюрократические ошибки неоднократно оборачивались огромными потерями для Японии, а необходимость в реформах для улучшения условий торговли и конкурентной борьбы назрела давно.

Либерально-демократическая партия (ЛДП), которая правит страной чуть ли не полвека, похоже, не верит в успешное решение этих проблем. Даже те реформистские тенденции, которые наблюдались во времена премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми, диссидента и индивидуалиста, в 2001-2006 годах, сейчас сошли на нет. Что еще хуже, в июле прошлого года оппозиционная Демократическая партия Японии (ДПЯ) взяла под свой контроль верхнюю палату Диета (парламента), и поскольку верхняя палата имеет почти такие же полномочия, как и нижняя, оппозиция теперь может не пропустить практически не единой инициативы правительства.

В этих условиях Ясуо Фукуда, премьер-министр Японии с сентября, провел первые четыре месяца на новой должности, добиваясь повторной выдачи лицензии судну-топливозаправщику, действующему в Индийском океане. Теперь правительство ведет ожесточенную борьбу с ДПЯ по поводу принятия бюджета на фискальный год, который начинается в апреле, и выбора кандидата на пост главы Банка Японии.

Однако проблема не только в конституциональных ограничениях, Япония все еще находится в невыгодном положении – она больше не страна с однопартийной системой, но пока так и не стала настоящей демократией с конкурирующими партиями, имеющими примерно одинаковые шансы на получение власти. Обе главные партии погрязли в противоречиях: и в той, и в другой есть как модернисты, так и старая гвардия консерваторов и социалистов. Политический хаос позволил старым силам внутри ЛДП – консервативным бюрократам, строителям и фермерам – усилить свое влияние. Между тем, лидер ДПЯ, Ихиро Озава, который раньше обещал проведение реформ, сейчас говорит почти как старый босс ЛДП.

Японская политика все больше переходит в руки оппортунистов. Серезный кризис может наступить уже в конце марта – начале апреля из-за разногласий относительно бюджета. Одним из путей недопущения этого, как полагают некоторые политики, является формирование «большой коалиции» между ЛДП и ДПЯ, о чем говорили Фукуда и Озава в ноябре. Однако этому плану не суждено было сбыться, поскольку другие лидеры ДПЯ заявили, что это вернет Японию к устаревшей однопартийной системе вместо того, чтобы активно продвигать экономические реформы.

Настало время большой стирки

Наверное, лучшим выходом из ложившейся ситуации могло бы стать скорейшее проведение всеобщих выборов или даже череды выборов. Это предоставило бы партиям возможность громче заявить о противоречиях между собой и предоставило бы избирателям настоящий выбор вместо того, чтобы голосовать за кандидатов, которые соревнуются в том, кто перетянет на себя политическое одеяло.

Однако луч надежды есть. Межпартийная группа современных политиков, учетных и бизнесменов сформировала группу давления на власть, «Сентаку» (что означает выбор и большую стирку). Они предлагают радикальный подход – децентрализовать бюрократическую систему, которая сейчас ставит местных политиков в сильную зависимость от Токио. По их мнению, новые партии должны конкурировать на основе четко сформулированных программных документов. Они призывают японцев отказаться от голосования за политиков, которые удушают подвластные им районы, застраивая их неиспользуемыми хайвеями и мостами, ведущими в никуда, - что наглядно показывает дефекты политической системы Японии.

Многие политики говорят, что всеобщие выборы лишь усилят хаос. Но это лишь аргумент политического класса, выросшего на пороках давно устаревшей системы. Избирателям нужно предоставить шанс улучшить ситуацию в стране. И если их выбором действительно является хаос, пусть они прямо об этом скажут на выборах.

по материалам The Economist

Перевод Стеганцева Александра

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу