Пенсионеры и инвалиды мешают Швеции пройти к светлому безналичному будущему » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Пенсионеры и инвалиды мешают Швеции пройти к светлому безналичному будущему

17 марта 2016 Pro Finance Service

Швеция намерена за пять лет построить новое общество, отличное «безналичное». В прошлом году страна ввела в обращение новые банкноты, однако последние исследования говорят о том, что если страна продолжит двигаться в направлении полного отказа от наличных средств, они скоро тоже пропадут из обращения. Сейчас операции с наличными в Швеции не превышают 2% от всего объема платежей, и в течение пяти лет могут упасть ниже 0.5%. По данным Visa, шведы используют дебетовые карты в три раза чаще, чем другие европейцы. Даже коммивояжеры принимают электронные платежи. «Распространение банковских карт существенно изменило облик деловой Швеции: продавцы овощами и фруктами и даже бродячие артисты и торговцы газетами и журналами принимают к оплате «пластик», благодаря популярному в Швеции приложению для сматрфона Swish»,— пишет местная газета The Local.

В декабре 65-летний швед Стэфан Уикберг в интервью The New York Times отметил, что СМС и сканер для банковских карт на мобильном телефоне, по сути, помогли ему выбраться из ямы, когда он остался без работы. Он продает журналы благотворительной организации Situation Stockholm, и его продажи выросли на 30%, как только он перешел на безналичный расчет. «Теперь люди не могут соскочить, сказав, что у них нет наличных. Потому что в этом случае я предлагаю им заплатить банковской картой или даже через СМС», — пояснил он. Церкви и музеи в стране также предпочитают безналичную оплату, а «более половины филиалов крупнейших банков Швеции, включая SEB, Swedbank, Nordea Bank и другие, не держат у себя наличные и не принимают их от населения», — пишет Te Times.

Возможно кому-то это покажется сюрреалистичным, но для шведов все в порядке вещей. «Никто не хочет использовать наличные», — заявляет Ханна Эк, 23-летний студент из Университета Гетеборга. «Я думаю, что наше поколение может прекрасно обойтись и без них». Что ж, возможно, это потому, что поколение Ханна не понимает, что такое остаться «без наличных». Тут дело ведь не в том, чтобы сделать жизнь удобнее. Тут стоит спросить себя, нет ли взаимосвязи между столь стремительным переходом страны к безналичной жизни и политикой Центробанка Швеции (Риксбанка), направленной на быстрое снижение ставки на отрицательную территорию. Дело в том, что лишив людей возможность снимать наличные со счетов, Риксбанк может решить, что банкам следует взимать с них плату за депозиты, если экономика перестанет развиваться достаточно быстрыми темпами. Иными словами, возможно, вы не собираетесь тратить свои сбережения сегодня, но что помешает банку брать с вас плату в размере 20% от суммы вклада, чтобы заставить вас пойти и купить что-нибудь, пока счет не обнулился? Не нужно долго думать. Ответ прост — ничего.

Отмена наличности отменяет нижнюю границу для ставок и дает центральному банку возможность действительно централизовано планировать экономику до тех пор, пока люди не решат перейти на бартер. И этот феномен разрастается и набирает сторонников. Ларри Саммерс, например, призвал упразднить 100-долларовые купюры, а ЕЦБ, кажется, намерен попрощаться с 500-евровыми банкнотами.

Но Швеция в своем стремлении к безналичному обществу столкнулась с одним досадным препятствием — это пожилые люди. «Пожилым людям важно иметь возможность пользоваться наличными», — отмечает Кристина Таллберг, председатель организации Шведских пенсионеров (PRO). Возможно, они просто не привыкли к электронным способам платежей, или же в свои годы они достаточно повидали, чтобы понять, чтобы заподозрить в происходящем что-то неладное в отмене законного платежного средства и введении отрицательных ставок по депозитам. В любом случае, Кристина Таллберг не одна заметила эту «проблему». В среду министр финансов Пер Болунд в интервью Bloomberg сообщил о том, что шведские банки не могут полностью снять с себя обязанность выдавать наличные деньги? Почему? Ну, потому что, к несчастью, некоторые граждане по-прежнему пользуются ими «и намерены продолжать пользоваться».

«Швеция еще не стала безналичным обществом, и вряд ли мы сможем примерить на себя этот титул в обозримом будущем», — заявил он, добавив, что «некоторые люди испытывают трудности при оплате товаров и услуг при помощи электронных платежных средств, в частности, это пожилые люди и инвалиды, но мы должны гарантировать, что экономика работает для всех, и каждый может выбрать предпочтительный для себя способ оплаты». Глава Риксбанка Стефан Ингвес также сегодня пожурил банки за упразднение операций с наличными в некоторых филиалах, и предложил ввести закон, который обяжет банки предоставлять кассовое обслуживание. «Менее 5% визитов в наши филиалы так или иначе связаны с наличными деньгами», — возражает Swedbank. Конечно, непросто обслуживать клиентов, которым нужны наличные, если вы их просто не держите под рукой.

В любом случае, Ингвесу, вероятно, на самом деле стоит подумать, так ли ему нужен закон о хранении наличности банками. В конечном счете, ставки уже ушли в минус до 0.55%. Еще немного и банки начнут перекладывать свои потери на плечи вкладчиков, которые тут же вспомнят о том, какие преимущества им дают реальные купюры. А Риксбанк лишится возможности и дальше снижать ставку.

http://www.profinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter