21 апреля 2008
Александр Зотин
Помощь центробанков развивающихся стран позволяет Америке благополучно переложить проблемы своих зарвавшихся спекулянтов на плечи граждан других государств
Власти США в ходе текущего кризиса предстали в роли кредитора «последней надежды» как для крупнейших инвестиционных банков, так и непосредственно для американских домохозяйств, взявших неподъемные ипотечные кредиты. Этот очевидный факт признает и глава ФРБ Нью-Йорка Тимоти Гейтнер, заявивший недавно, что крупнейшие инвестиционные банки сейчас выполняют многие функции классических банков. Более того, они берут краткосрочные кредиты и выдают долгосрочные, подвергая себя риску краха. Именно этим феноменом Тимоти Гейтнер оправдывает помощь инвестиционным банкам и первичным дилерам, хотя их далеко не бедные клиенты существенно отличаются от мелких вкладчиков классических банков, интересы которых прежде всего должно защищать государство.
С другой стороны, в сфере рынка недвижимости, власти США (учитывая спонсируемые государством компании – GSE – government sponsored enterprises) выступают сейчас конечным источником финансирования большинства покупок недвижимости в Америке (Fannie Mae, Freddie Mac профинансировали до 90% новых ипотечных кредитов к концу 2007 года).
Однако задействованные в финансировании жилищного рынка GSE тоже всего лишь посредники. Они просто занимают деньги для кредитования американских домохозяйств на рынке. Откуда же берутся деньги? Неужели США вынуждены будут воспользоваться традиционными в таких случаях советами МВФ – секвестр бюджета, резкое сокращение военных и социальных расходов, сакраментальное «затяните потуже пояса»?
Вовсе нет, бюджетные расходы США пухнут, а Пентагон требует все больше денег на бессмысленные войны. Спонсорами же, по сути, являются другие государства.
Технически помощь США выражается в стабильной скупке американских долгов – как государственных казначейских обязательств (Treasuries), так и облигаций полугосударственных ипотечных контор Fannie Mae и Freddie Mac (Agencies) центробанками Китая, России и стран Персидского залива. Так, согласно данным ФРБ Нью-Йорка, только в марте 2008 года крупнейшие центробанки мира купили Treasuries и Agencies на сумму около $70 млрд. В годовом исчислении это дает $840 млрд. За первый квартал 2008 года цифра выходит несколько меньшая – около $150 млрд ($600 млрд в годовом исчислении). Самую масштабную помощь оказывает Китай – за первый квартал 2008 года Поднебесная добавила к своим золотовалютным резервам сумму, эквивалентную $154 млрд, при этом вложения осуществлялись в основном в бумаги, номинированные в долларах. Всего же ЗВР Китая вплотную подобрались к отметке $1,7 трлн.
Российские резервы за квартал подросли почти на $30 млрд, превысив $500 млрд. Едва ли не половина суммы приходится на долларовые активы, в основном те же Treasuries и Agencies. Если по абсолютным цифрам Китай лидирует в скупке американских долгов, то по вложениям на душу населения Россия вне конкуренции. Весьма сомнительная честь.
Фактически Россия выполняет «благородную» миссию спасения зарвавшихся американских спекулянтов за счет денег, которые государство изъяло у налогоплательщиков. Фокус в том, что международная покупательная способность американской валюты резко упала. И к евро и, что более важно, по отношению к сырьевым товарам – нефти, газу, углю, металлам, продовольствию. Более того, учитывая колоссальный торговый дефицит США, весьма вероятно дальнейшее падение доллара. Резервы уже давно утратили свою функцию стабилизатора курса национальной валюты (они для этого избыточны) и теперь являются формой субсидии, предоставляемой развивающимися странами США. Абсурдно, но факт. Бедный крестьянин в китайской провинции Цинхай, наверное, и не представляет, что и его несколько юаней, выплаченных в качестве налогов, идут на финансирование войны в Ираке. Или зарплату CEO Fannie Mae. То же самое можно сказать о российских гражданах и компаниях.
Чем продиктована необходимость вкладывать средства в дешевеющие американские активы, в то время как в собственной стране хронически недофинансированы транспортная инфраструктура, образование, здравоохранение и наука? Должна ли ситуация продолжаться без существенных корректировок? Журнал «Финанс.» полагает, что нет.
Помощь центробанков развивающихся стран позволяет Америке благополучно переложить проблемы своих зарвавшихся спекулянтов на плечи граждан других государств
Власти США в ходе текущего кризиса предстали в роли кредитора «последней надежды» как для крупнейших инвестиционных банков, так и непосредственно для американских домохозяйств, взявших неподъемные ипотечные кредиты. Этот очевидный факт признает и глава ФРБ Нью-Йорка Тимоти Гейтнер, заявивший недавно, что крупнейшие инвестиционные банки сейчас выполняют многие функции классических банков. Более того, они берут краткосрочные кредиты и выдают долгосрочные, подвергая себя риску краха. Именно этим феноменом Тимоти Гейтнер оправдывает помощь инвестиционным банкам и первичным дилерам, хотя их далеко не бедные клиенты существенно отличаются от мелких вкладчиков классических банков, интересы которых прежде всего должно защищать государство.
С другой стороны, в сфере рынка недвижимости, власти США (учитывая спонсируемые государством компании – GSE – government sponsored enterprises) выступают сейчас конечным источником финансирования большинства покупок недвижимости в Америке (Fannie Mae, Freddie Mac профинансировали до 90% новых ипотечных кредитов к концу 2007 года).
Однако задействованные в финансировании жилищного рынка GSE тоже всего лишь посредники. Они просто занимают деньги для кредитования американских домохозяйств на рынке. Откуда же берутся деньги? Неужели США вынуждены будут воспользоваться традиционными в таких случаях советами МВФ – секвестр бюджета, резкое сокращение военных и социальных расходов, сакраментальное «затяните потуже пояса»?
Вовсе нет, бюджетные расходы США пухнут, а Пентагон требует все больше денег на бессмысленные войны. Спонсорами же, по сути, являются другие государства.
Технически помощь США выражается в стабильной скупке американских долгов – как государственных казначейских обязательств (Treasuries), так и облигаций полугосударственных ипотечных контор Fannie Mae и Freddie Mac (Agencies) центробанками Китая, России и стран Персидского залива. Так, согласно данным ФРБ Нью-Йорка, только в марте 2008 года крупнейшие центробанки мира купили Treasuries и Agencies на сумму около $70 млрд. В годовом исчислении это дает $840 млрд. За первый квартал 2008 года цифра выходит несколько меньшая – около $150 млрд ($600 млрд в годовом исчислении). Самую масштабную помощь оказывает Китай – за первый квартал 2008 года Поднебесная добавила к своим золотовалютным резервам сумму, эквивалентную $154 млрд, при этом вложения осуществлялись в основном в бумаги, номинированные в долларах. Всего же ЗВР Китая вплотную подобрались к отметке $1,7 трлн.
Российские резервы за квартал подросли почти на $30 млрд, превысив $500 млрд. Едва ли не половина суммы приходится на долларовые активы, в основном те же Treasuries и Agencies. Если по абсолютным цифрам Китай лидирует в скупке американских долгов, то по вложениям на душу населения Россия вне конкуренции. Весьма сомнительная честь.
Фактически Россия выполняет «благородную» миссию спасения зарвавшихся американских спекулянтов за счет денег, которые государство изъяло у налогоплательщиков. Фокус в том, что международная покупательная способность американской валюты резко упала. И к евро и, что более важно, по отношению к сырьевым товарам – нефти, газу, углю, металлам, продовольствию. Более того, учитывая колоссальный торговый дефицит США, весьма вероятно дальнейшее падение доллара. Резервы уже давно утратили свою функцию стабилизатора курса национальной валюты (они для этого избыточны) и теперь являются формой субсидии, предоставляемой развивающимися странами США. Абсурдно, но факт. Бедный крестьянин в китайской провинции Цинхай, наверное, и не представляет, что и его несколько юаней, выплаченных в качестве налогов, идут на финансирование войны в Ираке. Или зарплату CEO Fannie Mae. То же самое можно сказать о российских гражданах и компаниях.
Чем продиктована необходимость вкладывать средства в дешевеющие американские активы, в то время как в собственной стране хронически недофинансированы транспортная инфраструктура, образование, здравоохранение и наука? Должна ли ситуация продолжаться без существенных корректировок? Журнал «Финанс.» полагает, что нет.
(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба