Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Итоги года: цветные металлы - сижу, жду роста… » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Итоги года: цветные металлы - сижу, жду роста…

В целом 2010 год для российской цветной металлургии прошел неплохо. Если состояние мировой экономики кардинально не изменится, то перспективы цветмета в 2011 году также выглядят радужно
31 декабря 2010 Финмаркет
В целом 2010 год для российской цветной металлургии прошел неплохо. Если состояние мировой экономики кардинально не изменится, то перспективы цветмета в 2011 году также выглядят радужно
Москва. 31 декабря. FINMARKET.RU - Пару лет назад в интернете был весьма популярен шутливый видеоролик, на котором маленький симпатичный зверек сидел на ветке с прикрытыми глазками, умиротворенной мордочкой и медитативно покачивался из стороны в сторону. Внизу экрана шла надпись: "Сижу, жду зарплату…" Российские производители цветных металлов во многом похожи на эту зверушку: они тоже сидят и ждут свою зарплату, а именно - роста цен и спроса. Кто-то его уже дождался, а кому-то небесная бухгалтерия еще не заплатила.

Алюминий: in China we trust

Если не брать в расчет борьбу без правил за "Норильский никель", то уходящий год для "РусАла" прошел под знаком Азии вообще и Китая в частности. По ожиданиям российской компании, именно Китай станет главным спасителем алюминиевых производителей. Во всяком случае, в следующем году. Российская алюминиевая компания заявляла, что ожидает роста мирового потребления алюминия в 2011 году на уровне 8%, до 43,8 млн тонн. В Китае потребление алюминия в будущем году может вырасти на 12%, до 18,5 млн тонн. При этом КНР начнет увеличивать объем импорта первичного алюминия, и к 2015 году он может достигнуть 3-4 млн тонн. Из-за вывода устаревших и нерентабельных мощностей сокращение производства алюминия в Китае в 2010 году может составить до 2 млн тонн и продолжиться в 2011 году, когда страна может стать нетто-импортером металла.
По прогнозу "РусАла", в США в 2011 году будет наблюдаться уверенный рост потребления алюминия, существенное повышение спроса ожидается в автомобильной, транспортной и упаковочной отраслях, умеренное - в строительной индустрии. В 2011 году потребление алюминия в США может вырасти на 4,5% - до 5,4 млн тонн.
Потребление алюминия в Японии в 2011 году может увеличиться на 4%, до 1,98 млн тонн, в первую очередь благодаря спросу со стороны автомобильной и транспортной отраслей. По прогнозу компании, продажи алюминия в России и странах СНГ в следующем году вырастут на 22%, до 928 тыс. тонн, и продолжит расти в средне- и долгосрочной перспективе благодаря росту инвестиций в транспортную инфраструктуру и крупномасштабным проектам (Олимпиаде-2014 и чемпионату мира по футболу-2018). В "РусАле" ожидают умеренного по сравнению с другими регионами роста спроса на алюминий в Западной Европе. Спрос на алюминий в ЕС в 2011 году может вырасти на 2%, до 6,2 млн тонн, прогнозируют в компании.
Недаром в алюминиевой компании весь год говорили о планах по увеличению доли продаж в Китай (по итогам 2009 года она составила 5%). "РусАл" даже купил 33% сбытовой дочки китайской Norinco, занимающейся сбытом первичного алюминия в Китае и Юго-Восточной Азии. Поможет ли "РусАлу" это приобретение существенно увеличить свое присутствие на азиатском рынке - неизвестно, тем более что компания в принципе не любит раскрывать публике нюансы своей деятельности. Основной бенефициар компании Олег Дерипаска в ходе подписания соглашения о предоставлении кредита ВЭБа на проект БЭМО, отвечая на вопрос о том, как "РусАл" и "РусГидро" поделят управление заводом и ГЭС, сказал: "Вас это не должно касаться. Это наше внутреннее дело". Такое отношение, возможно, объясняется тем, что "РусАл" провел IPO меньше года назад, и Олег Дерипаска еще не совсем освоился в роли главы крупной публичной компании.
Запасы алюминия в 2011 году, по мнению "РусАла", останутся стабильными. Разрешению ситуации с выросшими за прошлый год запасами поспособствует создание в 2011 году ряда алюминиевых инвестиционных фондов (ETF) с физическим обеспечением, которые в случае создания заблокируют на несколько лет выход на рынок до 2-3 млн тонн металла.
При этом ценовые прогнозы компании весьма консервативны: "РусАл" ожидает в 2011 году цену алюминия на уровне $2400-2500 за тонну: фактически это нынешний уровень цен на металл на LME. В конце 2009 года алюминий торговался на уровне $2200 за тонну. Кстати, в конце прошлого года аналитики прогнозировали, что цены в текущем году останутся на уровне 2009 года. Наиболее точен в этом плане оказался прогноз Владимира Жукова из Nomura: он полагал, что цена алюминия в 2010 году превысит уровень 2009 года примерно на 10%.
Говоря о прогнозах на 2011 год, аналитики сходятся во мнении, что рост составит примерно 15% от текущего уровня.
Рост потребления алюминия пророчит и глава крупнейшего производителя алюминия, американской Alcoa Клаус Кляйнфельд. По его мнению, за 10 лет потребление этого металла в мире удвоится, подрастая в среднем на 6,5% в год. При этом статистически последние 20 лет рост потребления в мире составлял 3,4% в год.

Комсомольцы легких путей не ищут

Если представить себе "РусАл" в виде живого человека, то, пожалуй, основными его чертами можно смело называть упорство и неутомимость. Например, компания нашла возможность решить вопросы с реализацией таких стратегически важных для себя проектов, как БЭМО и Тайшетский завод, несмотря на ковенанты по капвложениям, наложенные в результате реструктуризации многомиллиардного долга. Договор финансирования БЭМО с ВЭБом уже подписан, договор по Тайшету ждет своей очереди в ближайшее время.
Проблему недостаточной ликвидности торгуемых акций (размер пакета "РусАла", реально участвующего в биржевых торгах, составляет около 5%, остальные акции "лежат" у стратегических инвесторов и крупных портфельщиков, и в торгах участия не принимают) алюминиевая компания попыталась решить с помощью запуска первой в истории программы российских депозитарных расписок (РДР). Сейчас объемы торгов поддерживаются маркет-мейкерами. Скептики весьма иронично относятся к перспективе того, что РДР поможет "РусАлу" увеличить ликвидность своих акций. Сам "РусАл", естественно, полон оптимизма. Так или иначе, он стал первым, кто запустил РДР. После него по этой тропе собираются пройти еще как минимум четыре пока неназванных компании.
Проблему процентов по реструктурированному долгу (около 6% годовых) компания намерена решать путем выпусков облигаций в юанях и евробондов. Причем выпуск бумаг в юанях - перспектива первого квартала 2011 года.
Неутомимость "РусАла" в попытках получить операционный контроль над "Норникелем" - тема не для обзора, а скорее, для целой книги. Впрочем, решимость "РусАла" понятна - ведь именно покупка доли в "Норникеле" на пике рынка во многом и привела компанию к тому финансовому положению, из которого она с эпическим упорством выбирается последние два года.

Цинк: что бы такого придумать, чтобы было рентабельно?

Если в прошлом году цены на цинк выросли на 24%, то в этом году она упали на 12%, до уровня в $2300 за тонну. И хотя аналитики прогнозируют в 2011 году рост стоимости этого металла, сейчас ОАО "Челябинский цинковый завод" живет не так уж припеваючи. В уходящем году ЧЦЗ полностью отказался от экспорта, направив около 50% производимого цинка на продажу по толлинговым схемам.
Как объясняют в самом ЧЦЗ, толлинг завод (в отличие от "РусАла", который использует его для минимизации налоговых отчислений) использует для сохранения уровня рентабельности. Без толлинга экспорт становится рентабелен при уровне цен от $2400-2600 за тонну. ЧЦЗ закупает цинковый концентрат у УГМК. И в соответствии с предписаниями ФАС должен делать это по цене не ниже, чем 60% от стоимости цинка на LME. Но тогда после переработки готовый цинк невыгодно экспортировать. А вот если брать концентрат у той же УГМК по договору переработки и получать фиксированную плату, дающую ЧЦЗ пусть небольшую, но рентабельность, тогда можно жить и работать. При этом УГМК, получая с завода цинк, экспортирует его уже без проблем.
Говорят, УГМК за три года отобьет свои расходы на приобретение ЧЦЗ (произошло осенью 2009 года). При этом прибыль не выводится из предприятия, а тратится на постепенную модернизацию и наращивание мощностей до проектного уровня в 175 тыс. тонн в год. Бесспорно, заводу не хватает своих месторождений, но сейчас все потребности в руде закрывает УГМК.
Спрос на цинк внутри страны держится на одном уровне уже много лет. И хотя на самом заводе не видят предпосылок для его роста, не исключено, что потребление цинка все-таки вырастет примерно на 30%, как только ММК введет в строй свой стан-2000, ориентированный на выпуск оцинкованного листа для автомобильной промышленности. Запуск стана запланирован на середину 2011 года.
Вот так тихо, но методично ЧЦЗ работал в уходящем году. И даже падение цен на цинк не стало бедой для завода.
А вот ситуация на Озерном ГОКе (принадлежит корпорации "Металлы Восточной Сибири") далеко не так спокойна. По лицензионным требованиям разработки свинцово-цинкового Озерного месторождения, МВС серьезно "летит" по срокам. До кризиса найти денег на разработку богатого и перспективного месторождения было достаточно просто. В кризис было не до месторождений. А сейчас поджимают сроки.
Неудивительно, что в уходящем году МВС активно искали инвестора. Найти его в России не вышло (до кризиса месторождением интересовалась корпорация "Ростехнологии", но потом им стало достаточно своих немаленьких проблем), и МВС обернулись в сторону все того же двигателя цветмета - Китая.
Сейчас компания все еще находится в переговорах, но уже объявлялось, что скорее всего средства на освоение предоставит Государственный банк развития Китая, а партнером корпорации в развитии и освоении ГОКа может стать китайская MCC Overseas ("дочка" Metallurgical Corporation of China). Доли сторон в проекте не разглашались. Стороны уже подписали off-take контракты на поставку цинкового и свинцового концентратов, в объеме не менее 50% годового планового производства. Уже весной МВС приступит к строительству самой фабрики. Пока Озерный проект выглядит неплохо, но станет ли он "золотой жилой", говорить слишком рано.

Медь: все в шоколаде

Медь в уходящем году показала себя во всей красе. Цены на нее выросли на 27% по сравнению с уровнем конца 2009 года и в конце декабря установили исторический рекорд - больше $9400 за тонну. В 2009 году медь также хорошо росла (на 53%). По прогнозам аналитиков, повышательный тренд на этот металл продолжится в коридоре 10-15%, прогнозируется, что спрос в 2011 году превысит предложение на примерно 350 тыс. тонн.
В начале декабря ETF Securities Ltd. запустила три металлических фонда, обеспеченных медью, никелем и оловом. Но пока еще слишком рано давать оценку тому, как это повлияло и еще повлияет на цены на медь.
Таким образом, ничто не мешает компаниям наращивать производство меди. К слову, это один из постулатов стратегии развития "Норильского никеля" до 2025 года: к этому сроку в структуре выручки поступления от меди уравняются с поступлениями от никеля. Кроме этого, компания намерена добиться роста производства меди до 530-540 тыс. тонн с учетом объемов производства в рамках Забайкальского проекта (с 363 тыс. тонн, планирующихся в 2010 году). УГМК по итогам 2010 года ждет роста производства на 15%, а к 2015 году намерена выпускать 350-360 тыс. тонн меди в концентрате.
Хорошие показатели меди и общий тренд на восстановление экономики подтолкнули холдинг "Металлоинвест" к более активным шагам по освоению одного из крупнейших в мире медных месторождений - Удокана. Уже заявлено, что на его разработку будет привлечено кредитное финансирование в размере $3,8 млрд пока же не готово даже ТЭО, не подтверждены запасы ресурсов по кодексу JORC.
Что касается спроса на медь внутри страны, то, по мнению Виталия Домнича из ИФК "Алемар", он может быть выше за счет запаздывающих процессов восстановления строительной индустрии и крупных проектов в электроэнергетике (в том числе огромных инвестпрограмм ФСК и МРСК).

И впереди их ждало светлое будущее

Если ничего кардинально не изменится в состоянии мировой экономики, то перспективы цветмета в 2011 году выглядят весьма радужно: кто-то больше, кто-то меньше, но все должны расти. При этом наметилась тенденция сокращения запасов металлов, которые были сформированы в кризис, когда инвесторы кинулись хеджироваться в металлы.
Безусловно, что появление металлических ETF также окажет влияние на рынок и, скорее всего, оно приведет в росту цен на цветмет. И если фонды, обеспеченные медью, никелем и оловом, уже существуют, то в новом году планируется открыть еще три фонда. Они будут обеспечены алюминием, свинцом и цинком.
Кроме этого, не исключено, что рост цен и спроса на медь поможет подрасти и ценам на алюминий, который в некоторых отраслях можно использовать как альтернативу меди. Кстати, "РусАл" достаточно активно ведет научные и производственные разработки всевозможных сплавов на основе алюминия, которые по своим характеристикам смогли бы конкурировать с медью, сталью, пластиком. Если у компании это получится, она может попробовать подвинуть традиционные металлы из ряда секторов, например, из сектора высокотемпературных проводов для линий электропередачи.
Серьезную роль продолжит играть Китай. Как отмечает Ленар Хафизов из Prime Mark, тот факт, что КНР стала нетто-импортером почти всех металлов, является позитивным сигналом для рынка. "Если китайская экономика не начнет резко замедляться, то мы увидим рост цен на промышленные металлы в пределах 15% от текущих уровней", - полагает эксперт.
И хотя введение экспортных пошлин на никель и медь накладывает дополнительную нагрузку на компании-производители этих металлов, рентабельность и прибыли этих компаний позволят им платить пошлину без серьезного ущерба для финансовых показателей.
Введение экспортной пошлины на алюминий, о возможности которого недавно заявил замглавы Минэкономразвития Андрей Слепнев, аналитики не расценивают как риск ближайшего времени. "Этого не было исторически и вряд ли будет", - полагает Вадим Астапович из "ВТБ Капитала", поясняя, что у единственного экспортера - "РусАла" - пока еще весьма высокая долговая нагрузка и невысокий уровень доходов. А вот Дмитрий Смолин из "Уралсиба" не исключал бы такой возможности, но не в 2011 году. "Я не вижу, чем алюминий кардинально отличается в этом плане от никеля или меди", - говорит аналитик. Ленар Хафизов при этом добавляет, что в любом случае эта пошлина будет ниже, чем на те же никель и медь, так как алюминиевая отрасль менее рентабельна.
Подвести общие итоги 2010 года в цветной металлургии невозможно, ибо уж слишком разные здесь подобрались компании. Да еще и как назло - многие непубличны и к раскрытию информации о себе не стремятся. В целом, год для всех них прошел неплохо, финансовые показатели выросли у всех, многие, характеризуя ситуацию, начали возвращаться к сравнениям с уровнем 2008 года. Но не стоит забывать, что с ростом выручки у компаний растет и себестоимость производства. В свете этого им остается только уповать на то, что рост цен и спроса продолжится, и каждый из них получит свою "зарплату".

http://www.finmarket.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу