Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Послекризисные пузыри » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Послекризисные пузыри

Мир очень быстро поверил, что кризис закончился. Тем более что эту убежденность активно подогревали игроки сырьевых рынков: сначала самого спекулятивного - нефтяного, а затем и горно-металлургических. Уже сегодня ценовая динамика здесь близка к той, что наблюдалась в первые месяцы 2008 года. А вот чем закончился тогдашний стремительный подъем, напоминать не надо
28 января 2011
Мир очень быстро поверил, что кризис закончился. Тем более что эту убежденность активно подогревали игроки сырьевых рынков: сначала самого спекулятивного - нефтяного, а затем и горно-металлургических. Уже сегодня ценовая динамика здесь близка к той, что наблюдалась в первые месяцы 2008 года. А вот чем закончился тогдашний стремительный подъем, напоминать не надо.

В последние несколько лет кривая цен на популярную стальную продукцию (листовой прокат, арматуру) почти копировала нефтяную кривую. Поэтому когда в конце 2010 последняя едва не пересекла психологический Рубикон в 100 долл./барр., мало кто сомневался, что ГМК откликнется на этот рывок. Январь оправдал ожидания. К тому же помогла погода. Австралийские наводнения парализовали добычу коксующегося угля в этой стране, что вызвало небольшую панику относительно его возможного дефицита. Цены на это сырье уже подскочили более чем на 10%, по сравнению с теми, что сложились в IV квартале прошлого года. И это вряд ли предел.

В 2008 (какое совпадение!) в австралийском шахтерском Квинсленде также бушевали паводки. И в итоге спотовые цены на коксующийся уголь поднялись со 125 до более чем 300 долл./тонн. Сегодня они держатся у отметки 230 долл., но не исключено, что уже в ближайшее время добавят себе в актив еще десятку. А ведь месяц назад аналитики Goldman Sachs предрекали, что стоимость коксующегося угля достигнет 240 долл. лишь к концу 2011 года.

Не отстает от угля и железная руда. И здесь свои коррективы внесла большая вода. Отгрузку руды на рынок также осложнили наводнения. Но уже не в Австралии, а в Бразилии. И не такие масштабные. Тем не менее бразильская компания Valе, входящую в большую тройку мирового рудного рынка, повысила цены по контрактам I квартала на 7-8%, а во II квартале, вероятно, поднимет их еще на 12-13%. Австралийская BHP Billiton новые цены еще не обнародовала, но зато сообщила о намерении перейти на ежемесячную корректировку прайс-листов, что положило бы конец несоответствию квартальных контрактов и спотовых цен. Последние на азиатских рынках в третьей декаде января уже заносились под 190 долл./тонн.

По прогнозам участников рынка, в первом полугодии 2011 цены на железную руду в целом вырастут более чем на 20%. Хотя тут многое будет зависеть от поведения азиатских тигров: в частности, от того, умерит ли свои сталеплавильные аппетиты Китай, останется ли Индия в числе крупных рудоимпортеров или же придержит ЖРС для собственных нужд. Недавно один из индийских штатов, Карнатака, уже ввел запрет на вывоз руды.

Эффект сырьевого домино ударил и по альтернативе железной руде - металлолому. В январе 2011 цены на него почти во всех регионах преодолели планку 500 долл./тонн. Этого им не удавалось даже в пиковые месяцы 2008. Но ни объемы выплавки стали в мире, ни объемы строительных работ пока не успевают за описанной ценовой динамикой, заданной сырьевыми ресурсами. И в итоге спрос выглядит слегка дутым. Тем не менее он уже увлек за собой не только добытчиков и заготовителей сырья, но и производителей стальной продукции.

Британская аналитическа группа MEPS считает, что уже в III квартале средняя цена на углеродистую сталь превысит 1000 долл./тонн. Это на 160 долл. меньше, чем в 2008, но на 270 долл. больше, чем в 2010. Опрос британской газеты The Financial Times среди 16 топ-менеджеров сталелитейных компаний и экспертов рынка вывел на похожую цифру: 970 долл./тонн, правда, по состоянию на декабрь текущего года. То есть речь идет о потенциальном 60-70% приросте цен. Прецедент подобного прыжка уже наблюдался в 2004 году. Сегодня фундаментальных причин для его повторения вроде бы нет. Тем не менее зимние тренды пока превосходят даже самые смелые ожидания металлургов, в том числе и украинских.

Так, например, цены на экспортный прокат в декабре выросли на 50 долл., в январе - еще примерно на 100, а в феврале снова ожидается прибавка - на 80 долл. В итоге к весне цена на горячекатаный рулон вполне может перевалить за 800 дол./тонн, а на холоднокатаный - приблизиться к 900 долл./тонн. К планке 700 долл. тянется стоимость заготовки из стран СНГ. Такого резкого рывка никто в маркетинговые планы не закладывал.

Безусловно, он радует металлопроизводителей. Но иногда пробегают и мурашки по коже: а если все это вдруг опять обвалится? Пока мировой ГМК находится в положении миллионера, который держит сбережения не в твердой валюте. Ты вроде бы и богатеешь, но твой капитал не подкреплен золотом. Для стальной отрасли таким золотом является рост инвестиционной активности на планете. А он как раз за пределы сверхъестественного и не выходит. Да, мировая экономика потихоньку восстанавливается после кризиса, но умеренными темпами: сейчас самый распространенный прогноз - плюс 6% к прошлогодним объемам производства.

Риск в том, что сейчас правительства развитых стран постепенно отпускают свои экономики снова в вольное плавание, сворачивая антикризисные программы господдержки целых отраслей, в частности автомобиле- и авиастроения. Но хватит ли у них сил развиваться без посторонней помощи, еще никто не знает. Как считают эксперты ГП "Укрпромзовнишэкспертиза", сворачивание антикризисных программ, так называемых exit strategies, а также меры правительства Китая по избежанию перегрева своего народного хозяйства, могут замедлить темпы роста потребления стали. Но тут, как в пословице, волка бояться - в лес не ходить. Хотя тенденцию к достижению мировой металлургией показателей первой половины 2008 года еще трудно назвать необратимой, ловить момент приходится уже сейчас.

Ориентированным на экспорт сырья и стальных полуфабрикатов украинским метпредприятиям на актуальную конъюнктуру грех обижаться. Отечественные отраслевые аналитики уже делают более оптимистичные прогнозы, чем в конце 2010. Хотя настолько дерзких предсказаний, как у MEPS, еще не наблюдается. В частности, в январском обзоре инвесткомпании BG Capital говорится уже об увеличении национальной выплавки стали в 2011 году на 14,5% - до 37,4 млн тонн. Ранее эксперты говорили только о 3-4% росте. При этом средний рост экспортных цен украинской металлопродукции составит, по оценкам BG Capital, 12% в годовом измерении. В частности, средняя по году цена квадратной заготовки ожидается на уровне 574 долл./тонн, сляба - 570 долл./тонн, горячекатаного рулона - 665 долл./тонн.

Фактически некоторые экспортные партии из Украины уже причалили к этим "маякам". Хотя после январского ажиотажа не исключен определенный ценовой откат насытившихся рынков. Так, например, уже повела себя нефть, свалившаяся под конец января ниже 90 долл./барр. Однако в металлургическом секторе аналитики BG Capital, наоборот, рассчитывают на вторую волну высокого мирового спроса на сталь, и как следствие - на дополнительные объемы экспорта из Украины. Ориентировочно он должен вырасти на 13,5% в годовом выражении - до 27,5 млн тонн, в том числе за счет увеличения поставок полуфабриката в страны Юго-Восточной Азии на 18%, до 3,84 млн тонн. Еще больший прогресс предрекают на внутреннем рынке, где спрос потенциально способен увеличиться до 7,7 млн тонн, то есть на 22%.

Правда, как и в прошлом году, пенку с доходов металлоторговли будут снимать сырьевики. Сталепрокатчиков же ожидает очередное увеличение себестоимости производства, которое им еще предстоит компенсировать за счет выросших цен. Очевидно, что в условиях, когда рынком движут владельцы ресурсов, а не производители конечного продукта, преимущество будет оставаться за интегрированными компаниями. По большому счету и среди других участников украинского ГМК превалируют позитивные настроения. Хотя, чтобы не оказаться в плену иллюзий, им следует дождаться, пока рынок войдет в более спокойную, а значит, и более стабильную ценовую фазу. Ведь взять высоту всегда легче, чем удержаться на ней.

Ярослав Ярош