22 февраля 2011 InoPressa
Мы уже потеряли надежду, но они все-таки появились, хоть и в странной полулегальной форме Канцлер Германии Ангела Меркель предпочла умолчать о своих идеях относительно реформы Еврозоны, выступая с официальным обращением к своим коллегам из других европейских стран.
Вместо этого она позволила составленному наспех почти устному договору между Францией и Германией просочиться в прессу до начала саммита лидеров стран Европы. Европейские столицы взорвались криками протеста (из-за недипломатической наглости документа), Брюссель тоже взбунтовался (потому что она проигнорировал процедуры, принятые в ЕС, а также принципы распределения полномочий). И все же, идеи, изложенные в документе, заслуживают серезного анализа. В первую очередь, инициатива носит институциональный характер. Если раньше Меркель наотрез отказывалась обсуждать французскую идею об общем механизме управления для Еврозоны, боясть оказаться в меньшинстве среди южных стран региона, то после кризиса она изменила свою точку зрения, предложив европейским государствам упрочить взаимосвязи. Очень важный шаг.
С фискальной точки зрения, Германия настаивает на ужесточении санкций. Как и в случае с уголовным правом, карательные меры ориентированы, в первую очередь, на то, чтобы успокоить публику, а вовсе не на предотвращение агрессивного и нежелательного поведения. Фактически, Пакт о стабильности и росте Еврозоны плохо продуман и плохо исполняется (не стоит забывать о том, что не далее как в 2007 году Испания и Ирландия казались всем образчиками бюджетной добродетели). Более того, за десять лет своего существования Еврозона так и не смогла разработать реформу национальных политик. В связи с этим, нет никакой уверенности в том, что дополнительные и еще более автоматизированные санкции сделают существующие правила "ближе" к народу, который должен их применять.
Между тем, новый договор подразумевает несколько иной путь: в нем предлагается пересмотреть и гармонизировать национальные стандарты учета, чтобы иметь возможность более достоверно оценивать слабые места в государственных финансах стран-участниц; гарантировать, что кредиторы банков, а не правительства, будут нести расходы во время кризиса; децентрализовать фискальную дисциплину, потребовав от каждой страны принять требования к стабильности долгового коэффициента на конституциональном уровне; сократить условные обязательства стран, скорректировав систему пенсионного обеспечения в соответствии с демографической ситуацией. В этих мерах нет ничего страшного, если правительства получат достаточно самостоятельности в вопросах реализации указанных принципов, а также возможность действовать в соответствии со своей институциональной концепцией.
Но все усложняется, когда речь заходит о конкурентоспособности. В документе говорится о том, что все страны должны привести уровень реальных заработных плат в соответствие с темпами роста производительности, избавиться от автоматической индексации зарплат (во Франции уже давно забыли о том, что это такое, но в Бельгии индексация все еще практикуется), обязаться инвестировать определенную минимальную сумму в исследования и разработки, образование и инфраструктуру. Благое намерение. Оно вызвано желанием избежать усиления дивергенции между затратами и ценами в Еврозоне, сформировавшейся за последние десять лет. Кроме того, это поможет равномерно распределить нагрузку, связанную с модернизацией европейской экономикой.
Однако все индикаторы и показатели, упомянутые во франко-германской инициативе, уже давно контролируются и отслеживаются, а с 2005 года многие, в том числе и председатель Европейского центрального банка Жан-Клод Трише, постоянно и тщетно пытаются привлечь внимание к проблеме дивергеции в Еврозоне. Более того, дискуссии на тему дисбалансов внутри региона, начавшиеся несколько месяцев назад, затрагивал и проблему симметричности корректировок. Страны, пережившие рост цен за последние десять лет, небезосновательно обвиняют в своих бедах Германию с ее дезынфляцией, и ЕЦБ, который, ориентируясь на Германию держал процентные ставки на исторических минимумах, вместо того, чтобы помочь им остановить раскручивание инфляционной спирали. Немцы же утверждают, что не могут нести ответственность за нежелание других стран повышать свою производительность. И они тоже правы. Чтобы этот диалог наконец-то перестал быть спором двух глухих, стороны должны признать, что конкурентоспособность - это понятие весьма относительное, а все национальные политики, включая политики профицитных стран, также должны быть учтены в процессе дискуссий по данному вопросу. Но до такого уровня взаимного ува.жения нам еще очень и очень далеко.
И, наконец, некоторые предложения ориентированы на решение проблемы, которой не уделяется должного внимания; дивергенция внутри Еврозоны отражет недостаточность европейской интеграции, поскольку пропасть между странами не росла бы столь стремительно, если бы компании и работники оперативнее реагировали на ценовые различия. В этом отношении документ Меркель подразумевает следующее: взаимное признание квалификации сотрудников для повышения мобильности трудовых ресурсов, и гармонизацию налогов на прибыль корпораций для повышения мобильности капитала. Ни одна из предложенных инициатив существенно не влияет на глубину и степень экономической интеграции внутри Еврозоны, однако, они способствуют началу новых дебатов на тему структурного усиления валютного союза.
Пока не ясно, как воспримут эти предложения другие страны ЕС. Первая реакция была в основном негативной, из-за таких факторов, как индексация заработной платы, сохранившаяся в некоторых странах, и желания европейских институтов сохранить за собой прерогативу устанавливать законы. Между тем, страны, не входящие в состав Еврозоны, обеспокоены тем, что дальнейшая интеграция закроет им путь в монетарный союз. И все же, если отбросить в сторону наглость и попрание процессуальной стороны дела, члены Еврозоны допустят большую ошибку, если проигнорируют предложенные инициативы. Еврозоне нужна заинтересованная и активная Германия, а представленный договор несет в себе важное послание: (финансовая) солидарность идет рука об руку с (экономической и фискальной) ответственностью. Пришло время для фундаментального пересмотра важных аспектов взаимодействия стран Европы.
Жан Писани-Ферри, профессор экономики, член экономического совета при премьер-министре Франции.
Подготовлено по материалам Project Syndicate
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Вместо этого она позволила составленному наспех почти устному договору между Францией и Германией просочиться в прессу до начала саммита лидеров стран Европы. Европейские столицы взорвались криками протеста (из-за недипломатической наглости документа), Брюссель тоже взбунтовался (потому что она проигнорировал процедуры, принятые в ЕС, а также принципы распределения полномочий). И все же, идеи, изложенные в документе, заслуживают серезного анализа. В первую очередь, инициатива носит институциональный характер. Если раньше Меркель наотрез отказывалась обсуждать французскую идею об общем механизме управления для Еврозоны, боясть оказаться в меньшинстве среди южных стран региона, то после кризиса она изменила свою точку зрения, предложив европейским государствам упрочить взаимосвязи. Очень важный шаг.
С фискальной точки зрения, Германия настаивает на ужесточении санкций. Как и в случае с уголовным правом, карательные меры ориентированы, в первую очередь, на то, чтобы успокоить публику, а вовсе не на предотвращение агрессивного и нежелательного поведения. Фактически, Пакт о стабильности и росте Еврозоны плохо продуман и плохо исполняется (не стоит забывать о том, что не далее как в 2007 году Испания и Ирландия казались всем образчиками бюджетной добродетели). Более того, за десять лет своего существования Еврозона так и не смогла разработать реформу национальных политик. В связи с этим, нет никакой уверенности в том, что дополнительные и еще более автоматизированные санкции сделают существующие правила "ближе" к народу, который должен их применять.
Между тем, новый договор подразумевает несколько иной путь: в нем предлагается пересмотреть и гармонизировать национальные стандарты учета, чтобы иметь возможность более достоверно оценивать слабые места в государственных финансах стран-участниц; гарантировать, что кредиторы банков, а не правительства, будут нести расходы во время кризиса; децентрализовать фискальную дисциплину, потребовав от каждой страны принять требования к стабильности долгового коэффициента на конституциональном уровне; сократить условные обязательства стран, скорректировав систему пенсионного обеспечения в соответствии с демографической ситуацией. В этих мерах нет ничего страшного, если правительства получат достаточно самостоятельности в вопросах реализации указанных принципов, а также возможность действовать в соответствии со своей институциональной концепцией.
Но все усложняется, когда речь заходит о конкурентоспособности. В документе говорится о том, что все страны должны привести уровень реальных заработных плат в соответствие с темпами роста производительности, избавиться от автоматической индексации зарплат (во Франции уже давно забыли о том, что это такое, но в Бельгии индексация все еще практикуется), обязаться инвестировать определенную минимальную сумму в исследования и разработки, образование и инфраструктуру. Благое намерение. Оно вызвано желанием избежать усиления дивергенции между затратами и ценами в Еврозоне, сформировавшейся за последние десять лет. Кроме того, это поможет равномерно распределить нагрузку, связанную с модернизацией европейской экономикой.
Однако все индикаторы и показатели, упомянутые во франко-германской инициативе, уже давно контролируются и отслеживаются, а с 2005 года многие, в том числе и председатель Европейского центрального банка Жан-Клод Трише, постоянно и тщетно пытаются привлечь внимание к проблеме дивергеции в Еврозоне. Более того, дискуссии на тему дисбалансов внутри региона, начавшиеся несколько месяцев назад, затрагивал и проблему симметричности корректировок. Страны, пережившие рост цен за последние десять лет, небезосновательно обвиняют в своих бедах Германию с ее дезынфляцией, и ЕЦБ, который, ориентируясь на Германию держал процентные ставки на исторических минимумах, вместо того, чтобы помочь им остановить раскручивание инфляционной спирали. Немцы же утверждают, что не могут нести ответственность за нежелание других стран повышать свою производительность. И они тоже правы. Чтобы этот диалог наконец-то перестал быть спором двух глухих, стороны должны признать, что конкурентоспособность - это понятие весьма относительное, а все национальные политики, включая политики профицитных стран, также должны быть учтены в процессе дискуссий по данному вопросу. Но до такого уровня взаимного ува.жения нам еще очень и очень далеко.
И, наконец, некоторые предложения ориентированы на решение проблемы, которой не уделяется должного внимания; дивергенция внутри Еврозоны отражет недостаточность европейской интеграции, поскольку пропасть между странами не росла бы столь стремительно, если бы компании и работники оперативнее реагировали на ценовые различия. В этом отношении документ Меркель подразумевает следующее: взаимное признание квалификации сотрудников для повышения мобильности трудовых ресурсов, и гармонизацию налогов на прибыль корпораций для повышения мобильности капитала. Ни одна из предложенных инициатив существенно не влияет на глубину и степень экономической интеграции внутри Еврозоны, однако, они способствуют началу новых дебатов на тему структурного усиления валютного союза.
Пока не ясно, как воспримут эти предложения другие страны ЕС. Первая реакция была в основном негативной, из-за таких факторов, как индексация заработной платы, сохранившаяся в некоторых странах, и желания европейских институтов сохранить за собой прерогативу устанавливать законы. Между тем, страны, не входящие в состав Еврозоны, обеспокоены тем, что дальнейшая интеграция закроет им путь в монетарный союз. И все же, если отбросить в сторону наглость и попрание процессуальной стороны дела, члены Еврозоны допустят большую ошибку, если проигнорируют предложенные инициативы. Еврозоне нужна заинтересованная и активная Германия, а представленный договор несет в себе важное послание: (финансовая) солидарность идет рука об руку с (экономической и фискальной) ответственностью. Пришло время для фундаментального пересмотра важных аспектов взаимодействия стран Европы.
Жан Писани-Ферри, профессор экономики, член экономического совета при премьер-министре Франции.
Подготовлено по материалам Project Syndicate
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу