10 марта 2011 БКС Экспресс
Уцелеют ли российские интернет-компании в новой финансовой мясорубке
11 лет назад на американской бирже NASDAQ произошел разрушительный обвал индексов, случившийся сразу после достижения им исторического максимума в 5132,52 пункта. В новейшую историю эта «черная пятница» (10 марта 2000 г.) вписана тремя словами: «пузырь доткомов лопнул».
С падением фондовой биржи обанкротилось множество интернет-компаний. Несколько гендиректоров были обвинены в мошенничестве и растратах средств инвесторов. «Динозавры» вроде eBay или Amazon выжили, но пережили не самые лучшие времена. За полтора следующих года интернет-бизнес в стоимости потерял не меньше $5 триллионов.
Лопнувший финансовый пузырь, походя, мазнул и по рынку труда. В начале тысячелетия американцы обнаружили, что в их окружении чуть ли не каждый второй – программист. Общество перенасытились специалистами в области IT. В одночасье они потеряли работу и были вынуждены срочно менять род занятий.
Пузырь рос и разрастался в течение 5-6 лет.
Именно за это время на мировую арену вышли сотни и тысячи компаний – «доткомов», занимающихся, в основном, продажами через интернет. Всемирная паутина развивалась с такой неудержимой скоростью и пробивной силой, что к концу 90-х годов грозилась подмять под себя все и стать единственной площадкой для ведения бизнеса. Вера в нее была настолько несокрушимой, что под любой мало-мальски приличный с виду стартап выдавались миллионные кредиты, и никто особенно не задумывался о том, удастся ли реально монетизировать эти бесчисленные проекты. Стоимость интернет-компаний росла, как на дрожжах.
После обвала интернет оказался в тотальном кризисе. На восстановление баланса между стоимостью компаний, их предложениями и доверием потребителей ушло 3-4 года.
В последнее время разговоры о новом интернет-пузыре стали пугающе навязчивыми. Стремительный рост капитализации Facebook (на 30% за полтора последних месяца), предполагаемые гигантские размеры грядущего IPO Яндекса ($8 млрд.!), размещение Mail.ru Group на почти миллиард долларов и другие бешеные успехи деятелей Сети приводят некоторых экспертов в состояние трепета. А вдруг интернет спровоцирует новый финансовый кризис, который похоронит под фондовый рынок?
«В 2000-м инвесторы покупали надежду, а сейчас просчитывают прибыли»
Комментирует Герман КЛИМЕНКО, директор и владелец компании Liveinternet, создатель фонда Social Space Fund, занимающегося инвестициями в приложения для Facebook:
«При всей визуальной схожести нынешней ситуации с 2000 годом, дела обстоят совершенно по-другому. Если в 2000 году инвесторы покупали надежду, и вопрос о прибыли не стоял, то сегодня эффективно капитализировать проект без прибыли невозможно. Да, коэффициенты оценки нынешних лидеров доткомов от прибыли совершенно неприличны в сравнении с реальным бизнесом. Торговая сеть может рассчитывать максимум оценки на пять-шесть годовых прибылей, а Mail.ru Group или Facebook уверенно торгуются с коэффициентом 50. Для обычных инвесторов такая оценка компаний выглядит, конечно, несколько экзотично. Но для столь «неразумного», на первый взгляд, поведения крупных игроков рынка всегда есть основания. И если Mail.ru Group по любой цене пытается выкупить Facebook или Twitter, то можно предположить, что фонд видит кратное увеличение доходов в ближайшие годы. И при ожидании оного оценка 50, безусловно, уже не выглядит столь уж завышенной.
Российские интернет-компании вместе со страной пережили кризис 2008 года. Конечно, нам было легче, чем, к примеру, строителям. Но снижение рекламных доходов на себе ощутили все. С рынка уже ушли дутые проекты. На сегодня я не вижу совершенно никаких причин для беспокойства за российские интернет-проекты».
«Опасения внушают социальные сети»
Комментирует Анна КУРБАТОВА, аналитик Департамента анализа рыночной конъюнктуры ОАО Газпромбанк:
«Сейчас можно дискутировать о надувании пузыря стоимости активов: рынок довольно высоко оценивает активы, фактически находящиеся еще на стадии start-up и пока не приносящие прибыли. Очень высоки ожидания в отношении будущих доходов и прибыли относительно молодых проектов, в первую очередь, социальных сетей. В случае переоценки рынком перспектив роста финансовых показателей, наиболее сильно пострадает именно «социальный» сегмент интернета. Поисковые сервисы и интернет-торговля являются гораздо более зрелыми бизнесами и в меньшей степени будут подвержены этому воздействию».
СКОРО читайте по теме:
- Аналитики СУПа: «В Рунете «лопаться» пока нечему» (завтра, 11 марта, на сайте);
- Яndex разместится удачней, чем Mail.ru?
- Стоит ли входить в IPO Яндекса и как это сделать.
Мария САРЫЧЕВА
Мария ШИШКИНА
11 лет назад на американской бирже NASDAQ произошел разрушительный обвал индексов, случившийся сразу после достижения им исторического максимума в 5132,52 пункта. В новейшую историю эта «черная пятница» (10 марта 2000 г.) вписана тремя словами: «пузырь доткомов лопнул».
С падением фондовой биржи обанкротилось множество интернет-компаний. Несколько гендиректоров были обвинены в мошенничестве и растратах средств инвесторов. «Динозавры» вроде eBay или Amazon выжили, но пережили не самые лучшие времена. За полтора следующих года интернет-бизнес в стоимости потерял не меньше $5 триллионов.
Лопнувший финансовый пузырь, походя, мазнул и по рынку труда. В начале тысячелетия американцы обнаружили, что в их окружении чуть ли не каждый второй – программист. Общество перенасытились специалистами в области IT. В одночасье они потеряли работу и были вынуждены срочно менять род занятий.
Пузырь рос и разрастался в течение 5-6 лет.
Именно за это время на мировую арену вышли сотни и тысячи компаний – «доткомов», занимающихся, в основном, продажами через интернет. Всемирная паутина развивалась с такой неудержимой скоростью и пробивной силой, что к концу 90-х годов грозилась подмять под себя все и стать единственной площадкой для ведения бизнеса. Вера в нее была настолько несокрушимой, что под любой мало-мальски приличный с виду стартап выдавались миллионные кредиты, и никто особенно не задумывался о том, удастся ли реально монетизировать эти бесчисленные проекты. Стоимость интернет-компаний росла, как на дрожжах.
После обвала интернет оказался в тотальном кризисе. На восстановление баланса между стоимостью компаний, их предложениями и доверием потребителей ушло 3-4 года.
В последнее время разговоры о новом интернет-пузыре стали пугающе навязчивыми. Стремительный рост капитализации Facebook (на 30% за полтора последних месяца), предполагаемые гигантские размеры грядущего IPO Яндекса ($8 млрд.!), размещение Mail.ru Group на почти миллиард долларов и другие бешеные успехи деятелей Сети приводят некоторых экспертов в состояние трепета. А вдруг интернет спровоцирует новый финансовый кризис, который похоронит под фондовый рынок?
«В 2000-м инвесторы покупали надежду, а сейчас просчитывают прибыли»
Комментирует Герман КЛИМЕНКО, директор и владелец компании Liveinternet, создатель фонда Social Space Fund, занимающегося инвестициями в приложения для Facebook:
«При всей визуальной схожести нынешней ситуации с 2000 годом, дела обстоят совершенно по-другому. Если в 2000 году инвесторы покупали надежду, и вопрос о прибыли не стоял, то сегодня эффективно капитализировать проект без прибыли невозможно. Да, коэффициенты оценки нынешних лидеров доткомов от прибыли совершенно неприличны в сравнении с реальным бизнесом. Торговая сеть может рассчитывать максимум оценки на пять-шесть годовых прибылей, а Mail.ru Group или Facebook уверенно торгуются с коэффициентом 50. Для обычных инвесторов такая оценка компаний выглядит, конечно, несколько экзотично. Но для столь «неразумного», на первый взгляд, поведения крупных игроков рынка всегда есть основания. И если Mail.ru Group по любой цене пытается выкупить Facebook или Twitter, то можно предположить, что фонд видит кратное увеличение доходов в ближайшие годы. И при ожидании оного оценка 50, безусловно, уже не выглядит столь уж завышенной.
Российские интернет-компании вместе со страной пережили кризис 2008 года. Конечно, нам было легче, чем, к примеру, строителям. Но снижение рекламных доходов на себе ощутили все. С рынка уже ушли дутые проекты. На сегодня я не вижу совершенно никаких причин для беспокойства за российские интернет-проекты».
«Опасения внушают социальные сети»
Комментирует Анна КУРБАТОВА, аналитик Департамента анализа рыночной конъюнктуры ОАО Газпромбанк:
«Сейчас можно дискутировать о надувании пузыря стоимости активов: рынок довольно высоко оценивает активы, фактически находящиеся еще на стадии start-up и пока не приносящие прибыли. Очень высоки ожидания в отношении будущих доходов и прибыли относительно молодых проектов, в первую очередь, социальных сетей. В случае переоценки рынком перспектив роста финансовых показателей, наиболее сильно пострадает именно «социальный» сегмент интернета. Поисковые сервисы и интернет-торговля являются гораздо более зрелыми бизнесами и в меньшей степени будут подвержены этому воздействию».
СКОРО читайте по теме:
- Аналитики СУПа: «В Рунете «лопаться» пока нечему» (завтра, 11 марта, на сайте);
- Яndex разместится удачней, чем Mail.ru?
- Стоит ли входить в IPO Яндекса и как это сделать.
Мария САРЫЧЕВА
Мария ШИШКИНА
http://bcs-express.ru/ Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба