Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Экономика ЕС: сокращения, рост, долги и демократия » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Экономика ЕС: сокращения, рост, долги и демократия

Никогда еще политическая элита Евросоюза не была так далека от народа и до такой степени расколота на отдельные группы
Они полагали, что все уже закончилось. Однако сегодня вполне очевидно, что это совсем не так. Европейский долговой кризис все еще остается нерешенной проблемой, которая отравляет экономическую обстановку, даже учитывая то, что лидеры стран Евросоюза, собравшись в Брюсселе, поддерживают решение об осуществлении действий, способных, по их мнению, оздоровить финансовый климат на континенте
25 марта 2011 InoPressa
Никогда еще политическая элита Евросоюза не была так далека от народа и до такой степени расколота на отдельные группы
Они полагали, что все уже закончилось. Однако сегодня вполне очевидно, что это совсем не так. Европейский долговой кризис все еще остается нерешенной проблемой, которая отравляет экономическую обстановку, даже учитывая то, что лидеры стран Евросоюза, собравшись в Брюсселе, поддерживают решение об осуществлении действий, способных, по их мнению, оздоровить финансовый климат на континенте.

Вчера кредитно-рейтинговое агентство Moody's, необдуманно выступив в качестве «всевидящего ока», понизило рейтинг 30 испанских банков и предупредило Великобританию, что сокращения в бюджете, предложенном министром финансов Джорджем Осборном (George Osborne), могут оказаться недостаточными для того, чтобы сохранить рейтинг страны на уровне ААА. В то же время Ирландия сообщила, что в прошлом году ее экономика снова снизилась, причем этот процесс продолжается уже третий год подряд. Доходность государственных облигаций Ирландии со сроком действия 10 лет достигла своего пика – 10,21%. Такое значение данного рыночного показателя свидетельствует о повышении риска дефолта. Рассматривая это событие в общем контексте, можно сказать, что Ирландии, независимому государству, все еще обладающему достаточно крупной экономикой, инвесторы доверяют меньше, чем британской компании John Lewis, работающей в области розничной торговли, ведь подписка на облигации этой фирмы, предлагаемые по гораздо меньшей ставке, в этом месяце превысила ожидаемую сумму.

В среду в Португалии разразился правительственный кризис – премьер-министр подал в отставку. Поводом для этого послужил отказ парламента страны поддержать пакет жестких мер экономии, предложенных кабинетом – уже четвертый за год. В начале этой недели полиция Брюсселя применила водяные пушки для разгона участников акции протеста, которые считают, что народу навязывают режим жесткой экономии без каких либо демократических оснований, а только для того, чтобы угодить рынкам. Никогда еще политическая элита Евросоюза не была так далека от народа и до такой степени расколота на отдельные группы. Сама идея «единого европейского дома», объединенного общими интересами, похоже, проваливается, ведь некоторые страны, например, Германия и Швеция, возвращаются к докризисным темпам роста, а экономика других государств, Греции, Португалии и Ирландии в том числе, находится в упадке. Еще до того как саммит начал свою работу, проект его решений «слили» в прессу. Этот документ наводит на мысль о том, что лидеры стран еврозоны не смогли выработать решение по поводу того, как финансировать Европейский механизм стабильности (European Stability Mechanism) и его фонд срочной помощи в размере 700 млрд. евро, который, как ожидалось, раз и навсегда положит конец кризису, связанному с государственным долгом.

Конечно, ничего из вышесказанного не означает, что мы скоро станем свидетелями распада Евросоюза или краха евро, однако все эти события усиливают напряженность, особенно для Германии, чей канцлер Ангела Меркель пытается пересмотреть условия соглашения о взносах в фонд, которые приходятся на долю Берлина. В краткосрочной перспективе даже ситуация в Португалии вполне поддается урегулированию. Рынки уже учли возможность реализации программы срочной финансовой помощи в отношении Греции и Ирландии. Однако в отсутствие стабильного правительства в Лиссабоне согласовывать и выполнять эти условия в Португалии будет затруднительно. Даже Ирландия, где сегодня руководит новое правительство, сформированное на платформе проведения в жизнь решения о жесткой бюджетной экономии, пытается пересмотреть условия получения помощи от ЕС. Вместо этого наиболее вероятным выглядит новый «бэйлаут». Взяв на свои плечи такую ношу, как задолженность частных банков, ирландское государство усложнило свою задачу, так как в случае возникновения дефолта от его последствий пострадает вся страна, а не только коммерческие организации. Что же касается Португалии и Греции, то в этих странах расходы всегда были на совести государства.

Существует три варианта возможного развития событий. Наиболее вероятный из них заключается в том, что страны еврозоны сумеют с грехом пополам довести дело до конца, предложив новые субсидии государствам-должникам, а сочетание экономического роста и режима жесткой экономии позволит несколько смягчить последствия кризиса, хотя и ценой огромных социальных издержек в таких местах, как, например, Греция. Если события будут развиваться по второму варианту, некоторые страны смогут потребовать и добиться более мягких условий выплаты долга, а возможно, даже вообще отказаться от выплат в надежде перестроить финансовую и экономическую систему, как это делает сегодня Исландия. Однако если это произойдет, вероятность того, что кто-то, кроме ЕС, одолжит им деньги, будет равна нулю. Наконец, если развитие пойдет по третьему варианту, мы увидим крах евро, а богатые страны-члены Евросоюза пойдут своим курсом, послав остальные государства ко всем чертям и предоставив им самим выпутываться из трудностей. Однако такое развитие событий означает распад ЕС.

Из этих трех вариантов первый выглядит наиболее привлекательным, и лидеры стран Евросоюза стараются придерживаться именно его. Даже Великобритания, не принимающая участие в ключевых встречах лидеров ЕС, понимает преимущества такого подхода. Именно поэтому Дэвид Кэмерон, обычно скептически настроенный в отношении еврозоны, по возможности старается воздерживаться от комментариев по этому поводу. А что произойдет, если условия выплаты долга и режим жесткой экономии покажутся настолько обременительными, что правительства предпочтут уйти в отставку, нежели выполнять эти требования? Возможно, некоторые экономики никогда не станут достаточно крепкими, чтобы выползти из-под груза тех обязательств, которые им навязывают. Британия – отнюдь не единственная страна, которой приходится делать нелегкий выбор между бюджетными сокращениями, экономическим ростом, долгами и демократией

EU economy: Cuts, growth, debt and democracy The Guardian

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу