Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
S&P: Политические риски для компаний нефтегазового сектора растут по всему миру » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

S&P: Политические риски для компаний нефтегазового сектора растут по всему миру

Политические риски для компаний нефтегазового сектора растут по всему миру и оказывают все большее влияние на их рейтинги. Такой вывод содержится в докладе международного рейтингового агентства Standard & Poor's (S&P), чьи аналитики прогнозируют дальнейшее увеличение таких рисков для нефтяных и газовых компаний.
19 мая 2008 РБК Quote | РБК
Политические риски для компаний нефтегазового сектора растут по всему миру и оказывают все большее влияние на их рейтинги. Такой вывод содержится в докладе международного рейтингового агентства Standard & Poor's (S&P), чьи аналитики прогнозируют дальнейшее увеличение таких рисков для нефтяных и газовых компаний.

В докладе отмечается, что если раньше политические риски оказывали влияние на рейтинги компаний в первую очередь в странах, чья экономика базируется на экспорте энергоресурсов (Иран, Россия, Нигерия, Венесуэла), то в последнее время эта тенденция заметно расширилась. Так, растут политические риски для компаний и в других, менее значительных странах-экспортерах - Алжире, Боливии, Эквадоре и Казахстане. Кроме того, определенные трудности у производителей углеводородного сырья в ближайшее время могут возникнуть даже в таких традиционно стабильных странах, как США, Великобритания и Канада, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). По мнению S&P, поводом для беспокойства служат новые инициативы по изменению налогового законодательства, которые могут быть одобрены при новых правительствах.

По словам авторов доклада, их выводы базируются на основе анализа 36 основных направлений деятельности частных компаний, занимающихся добычей, транспортировкой и продажей углеводородного сырья. При этом данная тенденция не относится к крупным государственным концернам, таким, как "Газпром", для которых политические риски можно считать минимальными.

Несмотря на то что случаи национализации добывающих компаний и месторождений остаются единичными, степень риска для частных инвестиций и производств достигла, по мнению специалистов, критического уровня. По словам аналитика S&P Эммануэля Дюбуа-Пелерина, данные, опубликованные агентством, должны внести существенные коррективы в деятельность менеджмента, занимающегося изучением и прогнозированием соответствующих проблем.

По мнению экспертов S&P, быстрого улучшения ситуации ждать не следует. Впрочем, сохранение тенденции к постепенному росту политических рисков в странах СНГ и Латинской Америки также не означает непременного резкого обострения ситуации в будущем.

Политические риски для компаний, тесно связанных с нефтяным сектором (например, занимающихся переработкой сырья или работающих в горнодобывающих областях), в докладе не рассматривались. По мнению аналитиков агентства, они требуют дополнительного исследования и в целом должны быть меньшими, чем для самих нефтедобывающих компаний.

Российская банковская система имеет короткую и непростую историю, и в случае дефолтов банков возмещение средств до сих пор остается на минимальном уровне, также говорится в опубликованном отчете Standard & Poor's.

"Сочетание ряда факторов, включающих непредсказуемый характер российской системы банкротства, политические и деловые конфликты, практику вывода активов, неопределенность в отношении поддержки акционеров, а также относительно рискованный кредитный профиль банковского сектора обусловливает низкую вероятность возврата долгов", - подчеркнула кредитный аналитик S&P Екатерина Трофимова.

Процесс ликвидации банков и взыскания денежных сумм с организаций-банкротов в России продвигается медленно, что может привести к значительным задержкам платежей. Это одна из причин того, что S&P относит Россию к категории стран, наименее "дружественных" по отношению к кредиторам в плане процедур и практик банкротства, отмечается в отчете.

В последние годы объем возврата долга контрагентам российских банков невысок, поскольку кредитоспособность банков постепенно улучшалась в течение десяти лет, прошедших со времени российского финансового кризиса 1998г. Несколько российских банков пережили дефолт после 2000г. "Тем не менее, учитывая относительно низкий уровень рейтингов российских банков и высокие отраслевые риски, мы полагаем, что вопрос о возмещении долга в случае дефолта исключительно важен", - отметила Е.Трофимова.

Хотя рейтинги несколько повысились за эти десять лет - со среднего значения ССС до В+, это среднее значение рейтингов российских банков пока остается одним из самых низких в мире.

По данным Центрального банка России, с момента создания современной банковской системы России (конец 1980-х годов) было ликвидировано порядка 1 тыс. 420 банков, а средний показатель удовлетворения требований всех категорий кредиторов этих банков составил около 9,5%. Однако в последние годы уровень возврата долгов опустился ниже исторического среднего значения: на него повлияли результаты ликвидации банков, попавших в трудное положение после финансового кризиса 1998г. По данным Центробанка, с начала 2002г. до февраля 2008г. в России было ликвидировано 113 банков, при этом средневзвешенный показатель исполнения требований кредиторов всех категорий составил 5,3%.

Если сравнить относительные возможности различных кредиторов, исходя, в частности, из установленной очередности удовлетворения требований в процессе конкурсного производства, то окажется, что наилучшие шансы получить назад свои деньги имеют частные вкладчики и государство, говорится в отчете. С другой стороны, институциональным кредиторам, которые не получили обеспечения, часто вообще не удается вернуть свои средства. Согласно данным Центробанка по 113 банкам, упомянутым выше, уровень удовлетворения требований институциональных кредиторов, не имеющих обеспечения, составил всего 2,7% соответствующего долга.

Материал предоставлен РИА "РосБизнесКонсалтинг"