1 июля 2011 Эксперт Online
Тем временем в Афинах продолжаются массовые акции протеста против приватизации ряда госактивов и принятых вчера мер экономии. Самим грекам очень не нравится одобренная парламентом программа экономических реформ, предусматривающая значительное повышение налогов и резкое сокращение бюджетных расходов.
Но, несмотря на это, теперь Греция может быть уверена в том, что ЕС и Международный валютный фонд не откажут ей в предоставлении второго транша средств, обещанных стране для выплаты процентов по государственному долгу и финансированию расходов бюджета. ЕС и МВФ посчитали необходимым перед предоставлением средств убедиться в том, что Греция твердо будет придерживаться своих обещаний, то есть примет план экономии, закон о его реализации и программу приватизации.
Все требования выполнены, и, несмотря на протесты, деньги будут получены. Есть несколько сомнительных моментов, но ведь главное, что есть общие решения. Первый спорный вопрос: насколько жесткие меры введет правительство? Греки уверены, что очень жесткие, в результате чего большинство людей останется без гроша, без работы и без жилья. Поэтому сопротивляться они будут до последнего.
Вторая, вытекающая из первой, проблема – сможет ли Греция выполнить все взятые на себя обязательства, ведь она уже обещала ЕС и МВФ в прошлом году «отработать» полученное «спасение», а позже выяснилось, что на ее пути возникли проблемы непреодолимого характера. Эксперты в большинстве своем считают, что вряд ли сможет.
Третье – позиция ЕЦБ, который до последнего сопротивлялся реструктуризации долга, да и теперь не намерен участвовать в помощи Греции. Как заявил Жан-Клод Трише во время своего выступления в Европарламенте, «это дело частных инвесторов», так как ЕС выполнил свои обещания, данные стране в прошлом году.
Инвесторы это понимают – самостоятельно или с подачи правительства, ратующего за спасение Греции – немецкие банки заявили вчера, что готовы выделить стране 3,2 млрд евро. «Я рад сообщить, что немецкий финансовый сектор готов присоединиться ко второму пакету средств для спасения Греции», – заявил министр финансов Германии Вольфганг Шойбле после встречи с представителями частных инвесторов. «Мы разделяем мнение о том, что Греция должна быть сохранена (в рамках Евросоюза. – Прим. ред.), и мы готовы это сделать», – добавил Джозеф Акерман, исполнительный директор Deutsche Bank. Впрочем, немцы тут же оговорились: Акерман добавил, что банки и страховщики Германии помогут Греции, только если другие ключевые инвесторы также примут участие в этом пакете спасательных мер.
Так или иначе, но все идет как идет: Греция делает все ей на сегодняшний день доступное, европейские страны ищут варианты помощи. 3 июля пройдет встреча министров финансов стран ЕС, где будет обсуждаться новый план спасения Греции. На повестке дня будут очередные займы страны у ЕС и МВФ, соглашения с банками-кредиторами Греции об обмене старых греческих облигаций на новые с более длинным сроком погашения. Между тем рейтинговые агентства уже предупредили, что сомневаются в разумности происходящего: и Moody's, и Fitch, и S&P не раз указывали, что будут считать дефолтом и «мягкие» варианты реструктуризации госдолга Греции, в том числе обмен инвесторами краткосрочных облигаций на ценные бумаги с более длительным сроком погашения.
До конца года Греции понадобится на погашение своих обязательств более 15 млрд евро, 12 млрд из которых планируется рефинансировать за счет очередного кредитного транша от ЕС и МВФ. Подобное рефинансирование долгов будет требоваться и далее, а объем выплат в следующем году будет составлять уже более 32 млрд евро, напоминает старший аналитик ИГ «Норд-капитал» Максим Зайцев. Но если одобренный план экономии будет соблюдаться, дефолта удастся избежать. До настоящего времени, напоминает эксперт, Греция не нарушила обязательств, проблемой было предоставление некорректных данных в Евростат. Например, в 2010 году, когда согласовывался кредит от МВФ в размере 110 млрд евро. Греция взяла на себя обязательство снизить дефицит бюджета с 13,6% до 8,1% от ВВП. Но впоследствии уровень дефицита был пересмотрен, и оказалось, что он составлял 15,4%, поэтому снизить его удалось только до 10,5%.
«Затянувшееся решение ЕС о предоставлении очередного кредитного транша больше было связано с внутренней политической обстановкой в Греции, когда встал вопрос – будут ли и в дальнейшем этой страной выполняться взятые на себя обязательства. Решение привлечь немецкие и французские банки, которые держат греческие облигации, к помощи своему суверенному должнику действительно в некоторой степени носит политический характер. Во-первых, это позволит отчасти избежать упреков „европейскому правительству”, что Грецию вытаскивают за счет налогоплательщиков. Кроме того, это будет дополнительным стимулом для банков в дальнейшем тщательнее оценивать риски заемщиков, в том числе и суверенных», – объясняет Максим Зайцев.
Что же касается позиции немцев, то, по словам аналитика Lionstone Investment Servises Дмитрия Круглова, Германия в корне заинтересована в сохранении стабильности еврозоны как альянса стран: если какой-нибудь участник покинет консорциум, доверие понизится и ко всем остальным, а в стране активно идет процесс возвращения к докризисным макроэкономическим показателям. Греция, приняв пятилетний жесткий план бюджетных сокращений, тем самым гарантировала неукоснительное их выполнение.
«У меня есть очень большие сомнения в том, что Греция сможет рассчитаться по своим долгам – по сути, меры по „спасению” страны всего лишь отодвинули дефолт. Даже в случае соблюдения всех взятых обязательств объем долговой нагрузки по сравнению с размером экономики чрезмерный», – возражает Максим Лобада, аналитик ФГ БКС. А учитывая скорые выборы, протесты населения, «национальный спорт» в виде ухода от налогов и прочие негативные факторы, дефолт Греции практически неизбежен.
3,2 млрд евро от Германии в общем объеме пятого транша для Греции – сумма чуть меньше 3% от 110 млрд, указывает Максим Лобада. Германия – экономическое ядро еврозоны и, наряду с рядом других стран фактически дотирует периферийные страны ЕС, поэтому не стоит рассматривать эту сумму как символическое участие ФРГ в «спасении» Греции. Тем более что речь идет только об участии банков и страховщиков Германии в револьверном рефинансировании госбондов Греции до 2014 года. Большая часть остальной суммы из 110 млрд евро косвенно будет финансироваться за счет ФРГ.
Взаимозависимость европейских экономик заставляет решать проблему всем миром: со стороны правительств, банков и международных институтов. Как указывает Эльвира Курманалиева, начальник отдела странового анализа Евразийского банка развития, банки Франции уже согласились на реструктуризацию греческих долговых обязательств через обмен существующих облигаций на новые с более отдаленным сроком погашения. Тем не менее говорить о том, что найден выход из кризиса, рано – хоть немецкие и французский банки (крупнейшие держатели греческого долга) согласились на участие в программе по спасению, нет уверенности в том, что остальные держатели пойдут на его пролонгацию. Скорее всего, нависавшая над Грецией угроза дефолта временно устранена. Будущее экономики страны и в целом еврозоны будет зависеть от того, как Греция справится с исполнением принятой программы
Анна Королева
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
