Главный двигатель американской экономики не прошел техосмотр
Что, худшее уже позади?
Пять минут на обочине, и вот мы опять вернулись на автостраду. Слишком многие на Wall Street рассматривают ослабление американской экономики как короткий пит-стоп, а не длительную остановку. Да, в течение первых трех месяцев развитие экономики практически сошло на нет - темпы роста ВВП не превысили 0,6% в годовом исчислении. Однако если судить по последним статистическим данным, дела очень быстро пошли на лад, и экономика уже восстанавливает свои силы. Рынок труда уверенно растет, сектор обрабатывающей промышленности также набирает обороты, по крайней мере, по некоторым меркам, и даже рынок жилья подает признаки жизни. Большинство аналитиков прогнозируют рост производства во втором квартале до 2,5% в годовом исчислении.
Не тут-то было
Однако финансовые рынки испытывают смешанные чувства по отношению ко вновь обретенной силе экономике. Последние несколько дней, начиная с 5 июня, американский фондовый рынок демонстрирует негативную динамику, поскольку инвесторы учитывают в ценах тот факт, что восстановление экономического роста нейтрализует необходимость в понижении ставки по федеральным фондам. Доходность по десятилетним казначейским облигациям преодолела отметку 5%. Цены на фьючерсы на ставку по федеральным фондам указывают на то, что шансы на снижение ставки ФРС в этом году тают на глазах. Однако не делаем ли мы много шума из ничего? В краткосрочной перспективе, пожалуй. Экономика восстанавливается после позорного падения в первом квартале, поскольку его масштабы были сильно преувеличены под воздействием временных факторов. Снижение активности в строительном секторе привело к ослаблению роста, - точно так же, как это было в прошлом году. Однако компании сократили свои запасы, объемы экспорта снизились, а правительство уменьшило свои расходы. Ожидается, что эти явления не примут хронический характер и очень скоро ситуация изменится в лучшую сторону. Мировая экономика процветает, и это помогает Америке успешно сбывать свою экспортную продукцию.
Однако, заглядывая вперед, мы видим, что не следует делать поспешных и чрезмерно оптимистичных выводов. Падение на рынке жилья еще нельзя с уверенностью назвать вчерашним днем. Несмотря на рост объема продаж новых домов в апреле, менее волатильные данные по-прежнему рисуют весьма мрачную картину. Продажи домов на вторичном рынке резко сократились, то же самое произошло и с разрешениями на строительство новых домов. Число отложенных продаж жилья также высоко, а растущие процентные ставки на ипотеку не способствуют увеличению спроса. Все это говорит о том, что строительный сектор не сможет быстро оправиться от потрясения, хотя темпы падения, вероятно, замедлятся. Важно то, что это негативно отразится на ценах на жилье. На данный момент состояние цен на рынке жилья зависит от выбранного критерия оценки. По оценкам Национальной ассоциации риэлторов, обычный дом для обычной американской семьи подешевел на 0,8% по сравнению с апрелем прошлого года. Однако данный критерий оценки не учитывает разницу в качестве проданных домов.
Два других критерия учитывают разницу в качестве, в основном из-за того, что они рассматривают только вторичные продажи жилья. Один из них - это квартальный индекс регулирующего органа, Федерального управления по надзору за строительными организациями. Этот индекс, давно используемый журналом The Economist в качестве квартального обобщающего индикатора мировых цен на жилье, свидетельствует о том, что в первом квартале американские дома в 2007 году подорожали на 4,3%. Это минимальный годовой рост за последние девять с половиной лет (см. таблицу).
Второй критерий, основанный на повторных продажах, указывает на вероятное падение цен. Национальный индекс SnP/Case-Shiller упал в этом году на 1,4% - это первое падение с 1991 года. Ежемесячный совокупный индекс по десяти городам, впервые включенный в нашу таблицу, упал на 1,9% с начала года по март. Разница между значениями индекса Case-Shiller и OFHEO связана в основном с оценкой дорогих домов. Индекс OFHEO учитывает только сделки, осуществленные при помощи ипотеки, которая поддерживается кредиторами, такими как Fannie Mae и Freddie Mac и имеет ограничение $417 000. Case-Shiller не связан никакими ограничениями, поэтому усиливает ценовое давление на рынке жилья.
Учитывая то, что цена на дорогое жилье, особенно на некогда безумствовавших рынках, таких как Калифорния, падают сильнее всего. Таким образом, индекс Case-Shiller, пожалуй, рисует наиболее точную картину. И, если судить по ценам на фьючерсные контракты, основанным на совокупном индексе Case-Shiller, инвесторы ожидают дальнейшего падения цен на недвижимость. Однако вопрос в том, как это повлияет на потребительские расходы. Пока наиболее распространенным ответом было: "не очень". В течение первых трех месяцев года потребительские расходы росли активными темпами - на 4,4% в год. Однако в последнее время потребители, похоже, начали сдавать, несмотря на стабильный рынок труда. Розничные продажи сократились в апреле. Отчасти, это было связано с высокими ценами на бензин, однако, не последнюю роль в этом играют и вялотекущие цены на жилье. Конечно, бизнес развивается, поэтому американскую экономику уже нельзя назвать застывшей на месте. Но цены на жилье падают, и смены тренда в ближайшей перспективе не предвидится.
По материалам печатного издания The Economist