3 июля 2012 Sberbank CIB Кащеев Николай
В течение длительного времени в мире только и говорили, что о greenshoots – новой поросли зеленых ростков в США (не про Китай же и ЕС можно было говорить в этом контексте!) Поэтому не особенно удивительно, что, к примеру, один из наиболее официально-оптимистичных рыночных и экономических источников в Сети, ведущий в своей тематике североамериканский блог BusinessInsider назвал данные ISMManufacturingв США – снижение индекса ниже 50 пп. – «неожиданными». Однако мы не раз говорили: чтобы осознать подлинные мировые риски даже тогда, когда кажется, что США при всем их newnormal все равно успешно уравновешивают тяжелейший кризис в ЕС, посмотрите на Китай. Четыре месяца подряд снижения PMIHSBCКитая – это нечто, что не может оставить нас равнодушными. И то, что встраивается в уравнение ЕС + США = 0?, толкая мировые тенденции туда, куда показывают два приведенных выше графика.
А что государство, что меры жесткой экономии? Ф.Нуайе из правления ЕЦБ (согласно Reuters) заявил, что жесткая экономия – это благо, поскольку долгосрочные выгоды от сбалансированного бюджета превосходят краткосрочный ущерб от падения спроса. Тогда Италия – на более, чем правильном пути, в 1-ом кв. т.г. дефицит ее бюджета сократился с 44 млрд.евро год назад до 29 млрд. Это на пути к сокращению дефицита с 3.9% ВВП до 1.7% в этом году. Перед Испанией стоит задача еще боле амбициозная: сокращение дефицита с 8.9% ВВП в 2011 году до 5.8% в этом, и, как выясняется, это потребует еще больших мер экономии. Испания и Италия – это страны, в которых промышленный PMI упал ниже 45 (в Испании – намного), два худших показателя в мире после Греции.
Гос.долг Италии – 120% ВВП, около 2.1 трлн.евро. При его средней дюрации 6-7 лет это в среднем означает выплату примерно 110 млрд.евро в год процентов по этому долгу. Для сравнения: даже при всех успехах Италии, первичный профицит бюджета может составить 70 млрд.евро. (задача – в 2013 г. выйти на первичный профицит, «окупающий» процентные выплаты полностью.) В итоге даже сокращение бюджетного дефицита более чем вдвое, до примерно 40-45 млрд.долл., означает, что рост внешнего долга продолжится, хотя, возможно, и меньшими темпами. При этом возможный рост процентных ставок выше 5.5% на среднем отрезке кривой (сейчас 5.1-5.2%) приводит к нарушению благостного прогноза. Не говоря уже о том, что снижающийся ВВП приводит и к серьезным ограничениям на пути пополнения доходов бюджета. Вся программа долгосрочного балансирования страны проходит буквально по лезвию бритвы!
Каким образом страны, подобные Италии (не говоря уж об Испании!) могут обеспечить рост экономики в таких условиях, когда государство, обслуживая долг хотя бы в его процентной части (если мы допустим бесперебойное рефинансирование по приемлемым процентам основного его «тела»), вынуждено изымать из экономики ту часть ликвидности, которая могла бы иначе пойти на инвестиции и конечное потребление, обеспечивая рост? Причем подчас – делать это все более агрессивно, слушаясь рекомендаций troyk’и и подстраиваясь под меняющиеся обстоятельства? Совершенно очевидно, что «фонд роста», о котором, вроде бы, договорились в принципе на саммите ЕС – это та соломинка, за которую приходится хвататься, иначе мы имеем дело с падением некоторых стран ЕС в штопор по образу и подобию Греции. Однако насколько серьезно можно говорить о таком фонде, если а) Финляндия и Нидерланды готовы на уровне ратификации торпедировать даже ESM, а б) г-н Нуайе из ЕЦБ недвусмысленно говорит о том, что создание запасов пожарной амуниции еще не закончено – для фонда общеевропейских гарантий по вкладам в банках средства нужны не только от самих банков, но и те, что «он сможет занимать на рынках под наднациональные гарантии» (Reuters) Бедная А.Меркель… Речь, вероятно, идет еще о сотнях миллиардов евро!
Где все эти деньги? Пока их в полном запланированном объеме не видел никто. Откуда взять их? Ответ напрашивается сам собой: печатать. Как США, которые прибегли к прямо противоположной Европе стратегии, пренебрегая советами Нуайе, и теперь их гос.долг превысил 100% ВВП и продолжает расти. До сих пор они добились этой ценой всего лишь скромного роста экономики, который в итоге не превышает 2%. С 2013 г. согласно договоренности правящих партий наступает ситуация, которую называют fiscalcliff – прекращение действия ряда налоговых льгот с одновременным вводом в действие программы бюджетной экономии 1.7 трлн.долл. в течение 10 лет. Эта программа запускается автоматически, если иного бюджетного соглашения не будет достигнуто между республиканцами и демократами. Значит ли это, что США присоединяются к Европе? К Европе, которая в погоне за «долгосрочными преимуществами», сваливается теперь в рецессию-2.0.
От ЕЦБ в эти дни ожидают снижения ставки рефинансирования до 0.75%. Достаточно ли этого? Нет, и история ФРС с 2008 г. нам это неоднократно подтвердила. Вопрос сегодня, как и пять лет назад, не в размере ставки, а в избыточном грузе долга, который Европа своим мерами никак не затрагивает, даже в Греции, которая после всех мытарств так и осталась с камнем на шее весом в 161% ВВП. Так что вера в успех «идей Нуайе» – это именно вера в то, что методы, отличные от американских, приведут к успеху. Либо мы видим всего лишь циничный расчет на то, чтобы продать плохие активы ESM? Кстати, не такая неплохая идея… J
http://www.sberbank-cib.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
А что государство, что меры жесткой экономии? Ф.Нуайе из правления ЕЦБ (согласно Reuters) заявил, что жесткая экономия – это благо, поскольку долгосрочные выгоды от сбалансированного бюджета превосходят краткосрочный ущерб от падения спроса. Тогда Италия – на более, чем правильном пути, в 1-ом кв. т.г. дефицит ее бюджета сократился с 44 млрд.евро год назад до 29 млрд. Это на пути к сокращению дефицита с 3.9% ВВП до 1.7% в этом году. Перед Испанией стоит задача еще боле амбициозная: сокращение дефицита с 8.9% ВВП в 2011 году до 5.8% в этом, и, как выясняется, это потребует еще больших мер экономии. Испания и Италия – это страны, в которых промышленный PMI упал ниже 45 (в Испании – намного), два худших показателя в мире после Греции.
Гос.долг Италии – 120% ВВП, около 2.1 трлн.евро. При его средней дюрации 6-7 лет это в среднем означает выплату примерно 110 млрд.евро в год процентов по этому долгу. Для сравнения: даже при всех успехах Италии, первичный профицит бюджета может составить 70 млрд.евро. (задача – в 2013 г. выйти на первичный профицит, «окупающий» процентные выплаты полностью.) В итоге даже сокращение бюджетного дефицита более чем вдвое, до примерно 40-45 млрд.долл., означает, что рост внешнего долга продолжится, хотя, возможно, и меньшими темпами. При этом возможный рост процентных ставок выше 5.5% на среднем отрезке кривой (сейчас 5.1-5.2%) приводит к нарушению благостного прогноза. Не говоря уже о том, что снижающийся ВВП приводит и к серьезным ограничениям на пути пополнения доходов бюджета. Вся программа долгосрочного балансирования страны проходит буквально по лезвию бритвы!
Каким образом страны, подобные Италии (не говоря уж об Испании!) могут обеспечить рост экономики в таких условиях, когда государство, обслуживая долг хотя бы в его процентной части (если мы допустим бесперебойное рефинансирование по приемлемым процентам основного его «тела»), вынуждено изымать из экономики ту часть ликвидности, которая могла бы иначе пойти на инвестиции и конечное потребление, обеспечивая рост? Причем подчас – делать это все более агрессивно, слушаясь рекомендаций troyk’и и подстраиваясь под меняющиеся обстоятельства? Совершенно очевидно, что «фонд роста», о котором, вроде бы, договорились в принципе на саммите ЕС – это та соломинка, за которую приходится хвататься, иначе мы имеем дело с падением некоторых стран ЕС в штопор по образу и подобию Греции. Однако насколько серьезно можно говорить о таком фонде, если а) Финляндия и Нидерланды готовы на уровне ратификации торпедировать даже ESM, а б) г-н Нуайе из ЕЦБ недвусмысленно говорит о том, что создание запасов пожарной амуниции еще не закончено – для фонда общеевропейских гарантий по вкладам в банках средства нужны не только от самих банков, но и те, что «он сможет занимать на рынках под наднациональные гарантии» (Reuters) Бедная А.Меркель… Речь, вероятно, идет еще о сотнях миллиардов евро!
Где все эти деньги? Пока их в полном запланированном объеме не видел никто. Откуда взять их? Ответ напрашивается сам собой: печатать. Как США, которые прибегли к прямо противоположной Европе стратегии, пренебрегая советами Нуайе, и теперь их гос.долг превысил 100% ВВП и продолжает расти. До сих пор они добились этой ценой всего лишь скромного роста экономики, который в итоге не превышает 2%. С 2013 г. согласно договоренности правящих партий наступает ситуация, которую называют fiscalcliff – прекращение действия ряда налоговых льгот с одновременным вводом в действие программы бюджетной экономии 1.7 трлн.долл. в течение 10 лет. Эта программа запускается автоматически, если иного бюджетного соглашения не будет достигнуто между республиканцами и демократами. Значит ли это, что США присоединяются к Европе? К Европе, которая в погоне за «долгосрочными преимуществами», сваливается теперь в рецессию-2.0.
От ЕЦБ в эти дни ожидают снижения ставки рефинансирования до 0.75%. Достаточно ли этого? Нет, и история ФРС с 2008 г. нам это неоднократно подтвердила. Вопрос сегодня, как и пять лет назад, не в размере ставки, а в избыточном грузе долга, который Европа своим мерами никак не затрагивает, даже в Греции, которая после всех мытарств так и осталась с камнем на шее весом в 161% ВВП. Так что вера в успех «идей Нуайе» – это именно вера в то, что методы, отличные от американских, приведут к успеху. Либо мы видим всего лишь циничный расчет на то, чтобы продать плохие активы ESM? Кстати, не такая неплохая идея… J
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
http://www.sberbank-cib.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу