17 июля 2012 InoPressa
Шоковая терапия на рынке энергоносителей дополнила смертельную комбинацию стагнирующей экономики и инфляции, поэтому с тех по все президенты США без исключения объявляли энергонезависимость своей целью. Тогда немногие воспринимали их всерьез. Но современные эксперты уже настроены не столь скептически. К концу этого десятилетия, по данным Управления по энергетической информации США, почти половина нефти, потребляемой американцами, будет добываться внутри страны - в основном с атлантического побережья (82%). Филип Верледжер, известный аналитик рынка энергоносителей, считает, что к 2023 году, к 50-летнему юбилею Никсоновского «Проекта Независимость» Штаты будут энергетически независимыми, то есть, будут экспортировать больше нефти, чем ввозить.
Верледжер утверждает, что энергонезависимость «это ключ к новому веку американского господства, потому что она создаст такую экономическую обстановку, в которой Штаты получат доступ к энергоресурсам по цене гораздо ниже, чем для других стран мира». Уже сейчас европейцы и азиаты платят за свой газ в 4-6 раз больше, чем американцы. Что случилось? Технология горизонтального бурения и гидравлического разрыва - сланец и другие плотные слои горных пород на большой глубине подвергаются мощному воздействию воды и химикатов - открыла доступ к крупным залежам природного газа и нефти. С 2005 по 2010 год американская индустрия добычи сланцевого газа росла на 45%, при этом доля сланцевого газа в общем объеме добычи этого природного ресурса увеличилась с 4% до 24%. Считается, что в США достаточно запасов природного газа, чтобы поддерживать текущие темпы добычи в течение ближайших сто лет. У многих других стран тоже есть неплохие запасы сланцевого газа, но при этом хватает других проблем, например, в Китае мало воды, необходимой для его добычи, в Аргентине - инвестиций, а в Европе действуют жесткие ограничения по защите окружающей среды.
Доступ к новым запасам энергоресурсов обеспечит Штатам мириады преимуществ. Сотни тысяч новых рабочих мест уже созданы, некоторые - в отдаленных и ранее застойных регионах. Такая дополнительная экономическая активность поможет стимулировать рост ВВП и принесет новые значительные фискальные поступления в казну. Кроме того, снижение объемов импортируемой энергии сократит торговых дефицит США и оздоровит ее платежный баланс. Некоторые отрасли американской экономики, такие как химическая и пластмассовая промышленность получат значительное сравнительное преимущество по оси производственных затрат. По оценкам Международного энергетического агентства, необходимы дополнительные меры предосторожности, чтобы обеспечить экологическую безопасность при разработке сланцевых месторождений - в частности, особое внимание сейсмическим условиям, герметичности скважины и управлению отработанными водами - что добавит к затратам всего лишь около 7%. В контексте климатических изменений последствия увеличения объемов добычи сланцевого газа неоднозначны. В процессе сжигания природного газа вырабатывается меньше углерода, чем при сжигании других видов топлива, таких как уголь и нефть, поэтому его считают топливом будущего. Однако снижение стоимости газа без дополнительны субсидий или налогов затормозит развитие возобновляемых источников энергии.
На данном этапе более предметно можно рассуждать лишь о геополитических последствиях. Совершенно очевидно, что укрепление американской экономики усилит экономическую мощь США - этот сценарий в некотором роде противоречит современной тенденции изображать Штаты как цивилизацию в упадке. Но не стоит спешить с выводами. Баланс импорта и экспорта энергоносителей - это лишь первый шаг к независимости. Мы живем в мире где все тесно переплетено, в мире, полном уязвимостей и чувствительности к различным изменениям. Штаты станут менее чувствительными в долгосрочной перспективе, если снизят объемы импортируемых энергоресурсов, но нефть - небесконечный ресурс, поэтому американская экономика по-прежнему будет реагировать на потрясения, связанные с резкими изменениями мировых цен. Иными словами, революция в Саудовской Аравии или перекрытый Хормузский пролив по-прежнему будут вредить экономике США. Таким образом, баланс импорта и экспорта энергоносителей не избавит США от военных расходов, даже если у них не будет других интересов на Ближнем Востоке, таких как Израиль, или ядерная угроза. По некоторым оценкам, на защиту нефтяных маршрутов приходится тратить около 50 млрд. долларов в год.
В то же время, Америка упрочит свои позиции на мировой политической арене. Сверхдержавы рождаются на ассиметрии взаимной зависимости. Мы с вами можем зависеть друг от друга, но если вы зависите от меня больше, чем я от вас, то мое влияние возрастает. Многие десятилетия США и Саудовская Аравия поддерживали баланс ассиметрий, в рамках которого Штаты зависели от саудовской нефти, а Саудовская Аравия - от военной поддержки США. Теперь же наметился крен в пользу американцев. Аналогичным образом, Россия пользовалась преимуществом в Европе, благодаря своему контролю над запасами газа и трубопроводами. Однако, когда Штаты перейдут на самообеспечение газом, Европа сможет воспользоваться ресурсами других стран, сократив свою газовую зависимость от России.
В Восточной Азии Китай чувствует свою растущую зависимость от ближневосточной нефти. В этом контексте Штаты смогут усилить свое давление на Китай, вынуждая его активнее участвовать в обеспечении безопасности в регионе. Кроме того, американский флот сможет перекрыть источники поставки энергоносителей в страну в случае конфликта, что также качнет чашу весов в пользу США. Баланс импорта и экспорта не дает полной независимости в чистом виде, но он помогает изменить взаимоотнтшения, влияющие на нее. Никсон был прав.
Project Syndicate /Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу